Принцип полета экранопланов у самой земли или водной поверхности основан на эффекте экранирования - набегающий поток воздуха создает повышенное давление под нижний плоскостью крыла. У таких летательных аппаратов меньше расход топлива, чем у обычных самолетов, больше грузоподъемность, они малозаметны, поскольку летят на предельно малых высотах, и нетребовательны к взлетной полосе. Взлетать и садиться экранопланы могут, используя и водную поверхность, и любую ровную площадку.
Проект А-050-742D «Чайка-2» стал прорывным. Как рассказал представитель компании-разработчика Георгий Анцев, «этот экраноплан универсален по базированию: вода, необорудованное побережье, оборудованный аэродром». «Он может перелететь через горы, выйти на экран, сесть на аэродром. Может использоваться в Арктике», - сказал Георгий Анцев.
«Чайка-2» без проблем приземлится на небольшом аэродроме (2-го класса) или на море, озеро, реку. Даже полутораметровая волна не препятствие для взлета или посадки, а при дрейфе — и двухметровая. Аппарат способен лететь как обычный самолет, то есть увеличив высоту полета, на расстояние до трех тысяч метров, огибая препятствия.
Скорость у экрана сопоставима со скоростью турбовинтовых самолетов — до 400 км/ч. «Чайка-2» может перевозить грузы массой до 9 тонн на значительные расстояния — до 3 тысяч км.
Помимо переброски десанта, оружия и боеприпасов это и чисто гражданское применение: несение патрульной службы, перевозка пассажиров, мониторинг экологической обстановки, а также для оказания срочной медицинской помощи в отдаленных регионах.
Перспективное применение экраноплана — участие в обеспечении космических запусков с космодрома Восточный. Полеты пилотируемых космических аппаратов будут проходить в основном над водной поверхностью. «Чайка-2», для которой при взлете-посадке и полутораметровая волна не помеха, успешно справится с задачей аварийной эвакуации космонавтов в случае необходимости.