Десантник рассказал о неизвестной афганской войне: «За «Стингер» давали Героя»

Разведчиков могли бросить в горы без теплой одежды, еды и воды

40 лет назад, в декабре 1979 года, руководство СССР ввело войска в Афганистан. Хотели помочь народную демократию в соседней стране, а получили почти десятилетнюю войну, закончившуюся выводом советских войск в феврале 1989-го. О некоторых малоизвестных страницах афганской войны рассказал «Армейскому стандарту» заместитель руководителя Союза десантников России полковник в отставке Валерий Юрьев. В 1983–1985 годах он служил командиром разведроты 350-го гвардейского парашютно-десантного полка ВДВ. 

Разведчиков могли бросить в горы без теплой одежды, еды и воды

В Афганистан Валерий Юрьев попал в конце ноября 1983-го. К тому времени ограниченный контингент советских войск уже вовсю воевал с огромной армией моджахедов, которых Запад щедро снабжал самым современным оружием. В том числе только что появившимися американскими переносными зенитными ракетными комплексами «Стингер». Душманы успешно сбивали этими ракетами советские вертолеты. 

Юрьев рассказал о том, как в одной из операций десантники захватили в плен перебежчика, бывшего советского солдата, который воевал на стороне боевиков. Боец сообщил разведчикам, что недавно к боевикам пришел караван из 40 ишаков и привез какое-то оборудование, в котором были наушники. А тогда все охотились за американскими «стингерами». Тому, кто первый раздобудет вражеский переносной зенитно-ракетный комплекс, командование обещало звание Героя Советского Союза, рассказывает Юрьев. Было решено провести операцию, чтобы захватить караван с оружием. 

Разведчики Юрьева, усиленные минометным взводом, пошли в ущелье. Под вечер их обстреляли, трое были ранены. Ночью разведчики остались внизу, заняли позицию, держали оборону. Двое погибли. Утром прислали помощь - бригаду «коммандос» афганской армии и парашютно-десантную роту. Когда прорвались, нашли в итоге схрон. «Но там были не «стингеры», а саперное оборудование, много пластида, сумок подрывника. Были и стереонаушники, которые привезли вместе новыми итальянскими миноискателями. Пока я их выносил, афганцы из «коммандос» половину стереонаушников успели растащить», - рассказывает Юрьев. 

Он рассказал о боевой экипировке советских десантников: «Я всегда требовал, чтобы бойцы брали с собой два боекомплекта патронов калибра 5,45. Это 900 патронов. Общий вес — 9 кг. Плюс 8 гранат Ф-1, в просторечии — «эфки». Это еще 5 кило. А еще осветительные патроны, сигнальные ракеты, дымовые гранаты, бронежилет, две фляжки воды по полтора литра, комбинированный котелок, спальный мешок, сухпаек на трое суток. У пулеметчика в боекомплекте вообще было 1,5 тысячи патронов. Мы их распределяли между бойцами. Если с собой был автоматический гранатомет АГС-17 или миномет, гранаты и мины тоже распределяли между бойцами». В общей сложности экипировка тянула на 30 кг. 

«Моджахеды были привычны к высокогорью, вспоминает десантник. - Мы тащили на себе свыше 30 кило оружия и снаряжения, а они шли налегке, в легкой одежде, были одеты в балахоны, шапки-пуштунки. Через плечо у них холщовая сумка, в которой лепешки, орехи и двухлитровая металлическая фляжка с водой в шерстяном чехле. Макали фляжку в речку, шерсть долго оставалось мокрой и не давала нагреться воде на солнце. Больше ничего, кроме облегченной иностранной радиостанции и небольшого количества боеприпасов, они с собой не несли. Но точно знали, где располагаются схроны, под каким камнем лежат патроны, гранаты и так далее. И всем им досконально были известны маршруты отхода». 

Разведчики, по словам Юрьева, ходили рядом со смертью. Талисманов не признавали, с собой у каждого была гильза от патрона калибра 5,45. Вместо пороха — записка с именем, отчеством, фамилией. 

Десантник рассказал о крупной боевой операции, во время которой разведроте поставили задачу захватить площадку приземления. Следом должен был идти основной десант. Но в назначенном месте никаких душманов не было. «Когда возвращались в Кабул, со мной в кабине «шишиги» — «ГАЗ-66», — ехал полковник, ГРУшник (офицер Главного разведуправления. – «МК»), который рассказал, что готовил эту операцию под прибытие одного высокопоставленного генерала из Москвы. Полковнику обещали дать орден Ленина, а генерал «тянул» на Героя Советского Союза. Но визит высокого гостя из столицы все откладывался. 

Разведданные устарели, были месячной давности. Нас отправляли практически в Никуда». Оснащение советских бойцов было не лучшее. Так, только появились в войсках керамические бронежилеты. Каждый весил около 14 кг. Под керамическими пластинами была кевларовая «подушка». Считалось, если пуля разнесет пластины, «подушка» защитит тело от осколков. Она пристегивалась на две металлические пуговицы от солдатской шинели. Пуговицы как раз приходились на ключицы. Когда мы надевали тяжелый рюкзак, пуговицы под лямками давили так, что боль была просто невыносимой. «Больше я его не надевал, - рассказал Юрьев. - Когда поднимались в горы, мы оставляли бронежилеты на броне. Для разведчиков была важна маневренность». В сентябре 1985-го разведрота Юрьева участвовала в операции в Панджшерском ущелье. После боестолкновения роте по рации дали команду подняться на гору в конце ущелья и занять высоту 4965 метров. «Поднялись на вершину, там снег по пояс, ветер такой, что трудно устоять на месте, - рассказывает Юрьев. - А мы налегке десантировались, на нас легкие «духовские» курточки, на руках парадные солдатские перчатки. Когда лезли по скалам, они полностью истерлись, из дыр кончики пальцев видны. Из 60 человек усиленной роты только десятеро не обморозились. Одному парню потом удалили восемь фаланг на пальцах». 

Вода во фляжках на высоте замерзла. «Я вышел на штаб, попросил воды и что-нибудь обогреться. Минут через 30 зашли два вертолета, сбросили два ящика сухого спирта. Из них целыми остались только несколько таблеток, остальные разбились в порошок. Сбросили тюки с нательным белым солдатским бельем, а оно все сопревшее». 

Второй вертолет, сбросил 20 комплектов прорезиненных штанов от комплектов химзащиты с водой внутри — вроде как в бурдюках. Все они разбились. Десантники попытались разжечь оставшийся сухой спирт, чтобы во фляжке растопить воду и хлебнуть хотя бы по глотку. Как ни загораживали плащ-палатками, но ветер был такой силы, что мы не смогли зажечь даже спичку. Позже роте дали команду спускаться. От обезвоживания и высокогорья начались галлюцинации. 

Командировка Юрьева в Афганистане продлилась два года. Он улетел из Кабула 1 декабря 1985-го. За Афганистан получил два ордена Красной Звезды. Потом были миротворческая операция в Боснии и Герцеговине, первая и вторая чеченские кампании. Среди наград — орден «За военные заслуги», два ордена Мужества, именное оружие. Недавно Валерию Юрьеву за общественную работу в Союзе десантников России вручен орден Почета. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру