В правительстве поддержали законопроект Клишаса о блокировке электронной почты

Подвергшуюся критике инициативу реанимировали

27.01.2020 в 16:30, просмотров: 7863

Смена состава правительства пока не повлияла на политику в отношении Интернета. Контроль и блокировка - вот её основные инструменты. 27 января правительственная комиссия по законопроектной работе поддержала законопроект об идентификации пользователей электронной почты по номеру мобильного и блокировке адресов по требованию «уполномоченного органа» под угрозой миллионных штрафов.

Речь идет об одном из т.н. «законопроектов Клишаса», внесенном в парламент за подписью главы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, группы его коллег-сенаторов и депутатов Госдумы-единороссов. «МК» неоднократно писал об этой инициативе.

Первоначальная версия, появившаяся летом 2019 года, вызвала недоумение и критику экспертов и отрасли. Ведь предлагалось ни много, ни мало нарушить Конституцию: оператор почтового сервиса должен был, по замыслу авторов, блокировать нарушающие требования закона сообщения, что означало контроль за содержанием писем, а в статье 23 Основного закона черным по белому говорится о тайне переписки…

Андрей Клишас, который по иронии судьбы теперь является сопредседателем созданной президентом для правки Конституции рабочей группы, прошлой осенью сам признал, что погорячился: первая версия законопроекта была отозвана, а в пояснительной записке к версии новой честно написано, что предложение обязать операторов «проверять содержимое и давать оценку правомочности отправляемых пользователями электронных сообщений» нарушало одно из базовых конституционных прав граждан.

В итоге обсуждаемый сейчас документ предлагает в смысле правового регулирования электронную почту приравнять к мессенджерам, введя новое понятие «организаторы сервисов обмена сообщениями». И обязать их блокировать в течение суток не отдельные письма или сообщения, а почтовые адреса и аккаунты зловредных пользователей - по требованию некоего пока не названного «уполномоченного органа» - видимо, Роскомнадзора, у которого от других уполномоченных органов (видимо, правоохранительных) появится информация о том, что с данного адреса рассылается нечто запрещенное.

Стоит вспомнить, что с января 2018 года в России уже вступил в силу закон, требующий от мессенджеров идентифицировать пользователей по телефонному номеру и блокировать передачу сообщений, нарушающих законодательные запреты. Но закон этот так и не заработал.

К тому же раз власти вспомнили про статью 23 Конституции, решив поставить под контроль содержание электронных почтовых отправлений, то почему можно считать конституционным требование читать сообщения в мессенджере - по сути, те же письма? Кстати, и в одобренном правительственной комиссией положительном отзыве на обсуждаемый законопроект (есть в распоряжении «МК») признается: с учетом «имеющихся в настоящее время проблем в практической реализации» закона о мессенджерах решение отказаться от обязательного требования о блокировке отдельных сообщений и замену его требованием блокировать распространение информации с конкретного адреса полностью «правомерно».

Предложение объединить и мессенджеры, и почтовые сервисы под общим понятием «организатор сервиса обмена сообщениями» и приравнять их друг к другу в смысле правил игры в отзыве тоже поддержано. Правда, с оговоркой: «представляется целесообразным» ко второму чтению уточнить это понятие, чтобы не допустить «расширительного толкования круга субъектов», под него подпадающих. Никаких других замечаний в отзыве правительства нет - других недостатков в тексте, выходит, Минюст, Минкомсвязи, ФСБ, Минэкономразвития и Минфин не нашли.

В отзыве думского комитета-соисполнителя, по госстроительству и законодательству, поясняется, о каком таком «расширительном толковании» идет речь: если все формулировки оставить, как есть, то под действие новых требований попадут не только мессенджеры и электронная почта, но и социальные сети, сетевые игры, сайты, ленд-страницы, магазины, сообщества, чаты и т.д., «поскольку все эти сервисы предоставляют своим пользователям возможность обмена сообщениями как индивидуально, так и публично в общедоступной форме».

Ссылка авторов на то, что контроль над мессенджерами и почтой нужен ради предотвращения рассылки писем с заведомо ложными угрозами о терактах (вроде тех, о минировании, с которыми спецслужбы мучаются не первый месяц) экспертов и членов комитета не убедили: предложенные меры, на их взгляд, «не представляются эффективными», ведь «блокирование переписки конкретного пользователя не лишает его возможности тут же создать новый аккаунт и продолжить переписку». И правда: совсем недавно сообщалось, что ФСБ установила зарегистрированный в Нидерландах сервис, с которого шли письма с сообщениями о ложном минировании, он был заблокирован на территории РФ, но с российскими властями сотрудничать отказался, автора сообщений не раскрыл, а письма продолжали приходить…

В профильном думском комитете - по информационной политике, информационным технологиям и связи - законопроект Клишаса ещё не рассматривали.

Читайте также: День голосования по Конституции, возможно, объявят выходным