Бывший соратник о будущем Лукашенко: «Пусть гуляет с собачкой»

Эволюция Батьки: от народного вождя до «вечного президента»

 Уже неделю в Белоруссии продолжаются акции протеста против переизбрания президента Лукашенко на новый срок. Оппозиция утверждает, что и сами выборы, и подсчет голосов были нечестными. Между тем сам Александр Лукашенко видимо, убежден, что реально победил на выборах и народ по-прежнему с ним. О том, как менялся Лукашенко за 26 лет пребывания у власти, мы поговорили с членом его самого первого предвыборного штаба, политологом и биографом Лукашенко Александром Федутой. 

Эволюция Батьки: от народного вождя до «вечного президента»
Фото: president.gov.by

   - 26 лет тому назад Александр Лукашенко был человеком, который очень точно слышал, чего хотят люди. И он реагировал на их запросы. Кто-то назовет это популизмом. Но я бы назвал это политикой. Прошло 26 лет. Вместо живого человека он превратился в бронзу. Он не слышит ничего. Ему кажется, что единственная точка зрения, которая заслуживает внимания, это его собственная. И он искренне не понял, что произошло. Как он утратил рейтинг. Что испытывают к нему избиратели. Но он понял, что может потерять власть. И вот этот страх перед потерей власти, к сожалению, заставляет его делать крайне ошибочные шаги. 

  - Вы думаете, у него действительно низкий рейтинг? 

 - Да. А вы думаете, человеку, который действительно побеждает, нужны войска для того, чтобы удержать победу? Победителю нужно просто выйти на площадь и сказать: я ваш президент. 

 - Мы же знаем, что есть технологии цветных революций. 

 - Вы преувеличиваете. Цветные революции не сработали в России не только потому, что оппозиция была слабой. Вы же не станете утверждать, что митинги в поддержку Путина не были искренними. 

    - Как вы познакомились с Лукашенко? 

  - 20 лет я отвечаю на эти вопросы. Я был членом ЦК комсомола Белоруссии и он пришел к нам на пленум. Это было в сентябре 1991 года. Он тогда был депутатом парламента. Тогда после путча нас попытались закрыть, у них это не получилось. На пленуме был назначен съезд по переименованию и реформированию организации. Лукашенко пришел на этот пленум, чтобы сказать: «Ребята, моя депутатская группа «Коммунисты за демократию» - с вами. Так я с ним и познакомился.  

  Другой вопрос, как я попал в его избирательный штаб. Это действительно интересно. У организации Союз молодежи Белоруссии, которую я тогда возглавлял, шла борьба с правительством. Правительство собиралось отнять у нас собственность. Премьер собирался баллотироваться в президенты. Я тогда пришел к одному депутату, который, как мне казалось, будет участвовать в выборах . Но ему не хватало нескольких лет для преодоления возрастной планки. И он сказал: я решил не участвовать и мои коллеги решили поддерживать Лукашенко… Я сказал: Дмитрий Петрович, я тебе верю. Мы тоже будем поддерживать Лукашенко. И мы поддерживали его. Я предоставил офисы под его избирательный штаб. Потом я провел съезд и ушел из руководства организации. Остался в штабе. А потом мы победили. К несчастью.

  - Какие качества Лукашенко в то время к нему привлекали? Почему его поддерживали? 

  - Во-первых, он умел слушать. Во-вторых, он обладал очень значительной силой воли. Он был трудолюбив. Ездил по встречам, выступал перед людьми. Он слышал их. Он понимал их проблемы, он говорил о том, что их действительно волновало. И он делал все возможное для того, чтобы повести их за собой. И ему это удавалось. Он действительно вел их за собой. И люди за него проголосовали. За него в 1994 году во втором туре проголосовало больше половины всего взрослого населения страны. Это много. 

  - Когда вы с ним окончательно расстались? И по чьей инициативе? 

  - Я ушел по собственному желанию 5 января 1995 года. Из всей той команды, с которой он шел на выборы, остался только один человек. Виктор Шейман, ныне управляющий делами президента. Кто-то ушел сам, кто-то умер, кто-то ушел в оппозицию и погиб там. 

  - Может быть, вами и другими бывшими соратниками Лукашенко, которые стали его противниками, движет чувство обиды? Дескать, мы его «сделали», помогли прийти к власти, а он «вышел из-под контроля», с нами не считается…

   - Почему вы так плохо думаете о людях? Я никогда не претендовал на звание «делателя королей». Я всегда говорил, что Лукашенко сделал сам себя. Тем, что его избрали, он обязан себе и белорусскому народу. Он мне ничем не обязан, я ему ничем не обязан. 

  - Как же Лукашенко прошел путь от народного вождя к авторитарному правителю, который подавляет бунт при помощи армии? 

   - Власть меняет людей. В какой-то момент он почувствовал ее вкус и не пожелал с ней расставаться. Еще несколько недель назад он говорил: «Я не буду держаться синеющими пальцами за свое кресло». А сейчас мы видим, как он не только синеющими, а черными от ужаса пальцами держится за это кресло. 

  - В интервью Дмитрию Гордону Лукашенко сказал, что просто не видит себя не президентом. Не представляет, что будет делать. 

  - Пусть идет на пенсию. Пенсия – это нормальное состояние для любого политика. Он умеет играть в теннис, пусть играет в теннис. Он умеет растить бахчевые культуры. Пусть их растит. У него появилась собачка, пускай он ее выгуливает. Пусть становится дедушкой. Никто не желает ему зла. Но пусть он даст возможность своему народу осуществить нормальный свободный выбор. 

  - Лукашенко может убежать, как Янукович? 

 - Это не в его характере. Я не верю, что он убежит. 

 - А можно ли его представить в роли нового Сальвадора Альенде, который погибнет при штурме его резиденции? 

  - Ему есть, что терять, кроме собственной жизни. Это жизнь его детей. Я бы привел пример не Альенде, а Каддафи. Нельзя доводить ситуацию до того, что избавиться от тебя народ может только в результате кровопролитной революции. Вы же понимаете, что если сейчас он отдаст приказ танкам стрелять в людей, то может быть разное. 

   - Думаете, такое возможно? 

  - Если человек за 26 лет не понял, что рано или поздно придется уходить, то возможно все. 

   - Вы говорите, что людям не дали честно проголосовать. Почему вы в этом так уверены? 

  - На 86 участках в разных городах члены комиссий отказались подписывать фальсифицированные протоколы и дали наблюдателям честные протоколы. На всех 86 участках наблюдается одна и та же картина: Тихановская – от 60 до 75%, Лукашенко – от 16 и ниже. С таким антирейтингом, который у него был на момент выборов, получить 80% невозможно. Это вам подтвердит любой социолог. 

  - Но 75% за Тихановскую – это, мне кажется, еще более фантастическая цифра. Невозможно представить, чтобы разумные люди массово проголосовали за «кота в мешке» - никому не известную женщину, да еще готовую сразу после выборов передать власть кому-то другому. 

  - Эти протоколы вывешены в интернете, там стоят подписи конкретных людей. Еще более важно, что голосовали не за домохозяйку Тихановскую. Голосовали против президента Лукашенко. Если бы не было Тихановской, была бы Иванова, Петрова, Сидорова. Любой человек, который бы пообещал через полгода – честные выборы. Она это пообещала. Лукашенко пересажал всех, кто мог у него выиграть. А люди собирали за них подписи. Он запрещал регистрировать кандидатов. ЦИК их не регистрировал с нарушением законодательства. Вы считаете, что он вел честную игру? 

Сюжет:

Выборы президента Белоруссии 2020

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру