Бабарико посулили годы тюрьмы

Бывшего соперника Лукашенко в Минске судят без свидетелей, но с собаками

С утра возле здания суда Московского района в Минске было оживленно: эвакуаторы, увозящие машины со стоянок, кинологи с собаками, обследующими территорию. Так в Белоруссии готовились к началу судебного процесса по делу экс-банкира Виктора Бабарико.

Его и еще шесть топ-менеджеров «Белгазпромбанка» обвиняют в получении взяток в особо крупном размере. Власти обещали, что процесс будет прозрачным и открытым, но в зал пустили только представителей государственных и ряд российских СМИ, а на заседании запретили проводить съемку.

Бывшего соперника Лукашенко в Минске судят без свидетелей, но с собаками

Виктора Бабарико, которого многие называли основным соперником Лукашенко на выборах, задержали в июне прошлого года, после того как он собрал необходимое количество подписей для выдвижения. Тогда его обвинили в «организации противоправной деятельности» без указания, о какой именно деятельности идет речь. Это стало причиной его недопуска к выборам. Затем в ноябре Генпрокуратура предъявила Бабарико обвинение в получении взяток организованной группой в крупном размере и «отмывании» средств, полученных преступных путем. Бабарико свою вину не признает. Правозащитная организация Amnesty International признала его узником совести.

К заседанию, которое должно было быть открытым, подошли со всей строгостью. Местные СМИ заметили неподалеку от суда автозак и микроавтобус, а по периметру прохаживались наряды милиции и десятки омоновцев. Проникнуть в здание также оказалось непростым квестом, охрана отказывалась пропускать даже людей, которые пришли по своим делам, никак не связанным с этим процессом.

В итоге, на судебное разбирательство пустили только родственников по списку и около 20-30 обычных посетителей. Более ста человек, в том числе отец Марии Колесниковой, остались ждать на улице. Они кричали: «Запускай!» и требовали, чтобы им разрешили присутствовать на открытом процессе, но куда там. Из представителей СМИ в зале суда оказались только журналисты государственных СМИ, а также российские агентства. Крупнейшим независимым белорусским медиа мест в зале якобы не хватило. Зато место нашлось для бывшего члена команды Бабарико Юрия Воскресенского и десятка крепких, никому не известных мужчин.

В начале заседания адвокат Бабарико Дмитрий Лаевский ходатайствовал об отводе судьи Игоря Любовицкого. Его супруга оказалась совладельцем адвокатского бюро, где работает защитник одного из обвиняемых по делу «Белгазпромбанка» Виктора Кобяка. По мнению Лаевского, этот факт может стать препятствием для беспристрастного и объективного суда. Прошение было отклонено из-за отсутствия оснований.

Затем адвокаты просили заменить меру пресечения Бабарико с заключения под стражу на домашний арест. «На стадии предварительного расследования основания для того, чтобы заключать человека под стражу, представлены не были. Доказательств, которые бы подтверждали, что он может скрыться или помешать расследованию, представлено не было. Напротив, Виктор Дмитриевич своим поведением демонстрировал, что никуда уезжать не собирается»,— аргументировал Лаевский. С этими доводами судья Любовицкий не согласился. Ходатайство обеспечить суду гласность и допустить все СМИ, причем технически это сделать было несложно — также было отклонено.

В ходе заседания Бабарико пытались выставить абсолютным злом. Генпрокурор Андрей Швед настаивал, что они собрали огромное количество убедительных доказательств, «свидетельствующих, что это абсолютно коррупционное дело». «Это чистой воды уголовщина. Практически все обвиняемые признали свою вину, дали признательные показания, кроме Бабарико. Сотрудничают со следствием»,— сказал Швед.

Во время перерыва к журналистам вышел Юрий Воскресенский, который иронизировал над Бабарико: якобы возомнил себя мессией и надо бы экс-банкиру в религию податься, а не политикой заниматься. Да и вообще ни сторонников у него нет, ни поддержки. «Если бы была такая возможность, я бы сказал: зачем ты нас во все это втянул? Если ты шел побеждать, то иди побеждай. А если шел, как Лаевский, проиграть, так не надо было это все начинать», — высказался Воскресенский.

Сам Лукашенко не скрывает, что именно он дал команду посадить конкурента, а все потому, что тот «богатый» и имеет собственность в Турции. «Все парятся по поводу Бабарико: ах, конкурент президента, посадили! Да плевать я хотел на таких конкурентов»,— комментировал он задержание соперника на Всенародном белорусском собрании.

Ситуацию «МК» прокомментировал политолог Валерий Карбалевич:

- То, что власти не пустили на судебный процесс независимые СМИ, свидетельствует: они сами не верят в то, что этот процесс уголовный и что его судят за какие-то экономические или коррупционные преступления. Они понимают, что процесс политический, и это никак не спрятать. Я думаю, суд примет решение посадить Бабарико на годы.

- После оглашения приговора, возможны ли в стране новые протесты?

- Теоретически - да, но в реальности вряд ли, потому что сейчас волна идет на спад и ожидать ее внезапного подъема достаточно сложно. Поэтому я не ожидаю больших катаклизмов и протестов.

- Какую сейчас роль выполняет Воскресенский?

- Уголовное дело в отношении него так и не закрыто, хоть он очень старается. В целом же, все понимают, что человек оказался в тяжелой ситуации и вынужден идти на сотрудничество. Поэтому отношение к нему равнодушно-презрительное. Он должен был играть роль в спектакле, где власть идет на диалог с оппозицией. Но потом от этого отказались, и Воскресенский стал не востребован. Сейчас он болтается по государственным СМИ и ругает оппозицию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру