Роскомнадзор выбрал Twitter для замедления по простой причине

Разминка перед боем: на очереди Фейсбук и Инстаграм

Начатое в среду Роскомнадзором замедление работы Twitter – не более чем тренировка по блокированию в России зарубежных соцсетей, утверждают интернет-эксперты. Удивительное совпадение: первые активные действия в рамках закона о «суверенном Интернете» против «раскачивающих лодку» и не подчиняющихся требованиям российских властей ресурсов начались одновременно с подготовкой к выборам в Госдуму.

Почему был выбран именно Твиттер, чем это грозит, кто следующий – об этом мы поговорили с экспертом, партнёром юридической фирмы Digital Rights Center Саркисом Дарбиняном.

Разминка перед боем: на очереди Фейсбук и Инстаграм

Роскомнадзор начал замедлять работу в качестве предупредительной меры. У соцcети с 2017 года было 28 тысяч предписаний от ведомства удалить противоправный контент. Но на 10 марта 2021 года неудаленными остаются более 3 тысяч материалов с призывами к совершению суицида несовершеннолетними, с детской порнографией, с информацией об использовании наркотиков. Если не подействует «замедление», то Твиттеру грозит полная блокировка. В среду в Госдуме уже заявлялось, что на очереди Фейсбук и Инстаграм...

–​ Действительно ли у Роскомнадзора уже есть техническая возможность замедлить работу соцсети? Появилось ли оборудование для этого? Те самые устройства Deep Packet Inspection – проверки и фильтрации сетевых пакетов по их содержимому?

– Конечно. DPI на то и был создан, чтобы управлять трафиком, – поясняет Дарбинян. – И в рамках закона о «суверенном Интернете» на узлы операторов мобильной связи уже были поставлены так называемые технические средства противодействия угрозам. Они позволяют вычленять трафик конкретного сервиса или приложения из общего трафика для того, чтобы понижать ему скорость. Я думаю, что рано или поздно власти научатся это делать качественно, и делаться это будет уже не руками оператора связи (как было до последнего времени), а из единого центра. И операторы связи даже не узнают, что там у них происходит.

–​ Одновременно с замедлением работы Twitter «упали» государственные сайты. Это может быть связано?

– Пока мы видим, что управлять трафиком получается не очень хорошо. Действительно, «легли» сайты госорганов, правоохранительных структур. Власти ссылаются на совпадение. Но очевидно, что это не совпадение. Просто при очередном тестировании оборудования «в полях» ради замедления Твиттера произошло нарушение связности сети, как это было пару лет назад с Телеграмом. Но власти будут учиться и начнут справляться: подобных случаев, когда задеваются сайты госорганов, будет меньше. При этом не исключено, что будут падать другие ресурсы, до которых Роскомнадзору дела нет. И если инженеры Твиттера не будут предпринимать усилий, как делают, например, инженеры Телеграма, для обеспечения сетевой «плавучести» сервиса, то со временем его удастся успешно блокировать.

–​ Но есть же технология VPN (Virtual Private Network – виртуальная частная сеть), позволяющая обходить блокировки. Скачиваешь, ставишь – и нет проблем.

– Да, конечно, VPN спасает. Но всё это скажется и на активизации борьбы с VPN.

Роскомнадзор заявил, что замедление коснется 100% пользователей мобильного Твиттера и 50% – пользователей на десктопах. Откуда и почему такие цифры?

– Связано это с тем, что на узлы большой четверки операторов уже было поставлено оборудование DPI – они большие и богатые и могут себе это позволить. А в отношении «проводных» операторов это не так. Оборудования нет у большинства – у 90% его нет. И государство им его не поставило, несмотря на то, что обещало за бюджетный счет его поставить.

 Есть еще технология ESNI (Encrypted Server Name Indication), недоступная для оборудования DPI. Но она пока вроде бы только на десктопных компьютерах работает. Может, с этим цифра 50% связана?

– ESNI на самом деле протокол новый, и он не всеми устройствами поддерживается, не всеми браузерами. Вот когда по умолчанию все устройства и все браузеры начнут использовать протокол ESNI для передачи данных, тогда никакой Роскомнадзор с DPI, вообще никто ничего не сможет с этим сделать. Потому что будет невозможно залезть внутрь пакета данных и понять, куда идет запрос и что вообще хочет открыть пользователь.

–​ Хорошо, это в будущем. Но вот сейчас выбрали Twitter. Как скажется на самой соцсети замедление работы? Ни один из моих знакомых разницы не заметил.

– Я думаю, что с Твиттера начали, потому что у него самый «легкий» контент. С ним проще работать. И пользователи сразу не ощущают эффекта замедления с «легким» контентом. Конечно, если бы речь шла о замедлении трафика ТикТока, то можно смело говорить: для ТикТока это смерть. Если не открывается или тормозит видео – для ТикТока это равносильно блокировке. Поэтому и решили начать с кого-то небольшого, с того, в адрес кого уже десятки раз звучали предупредительные выстрелы. Не исключено, что скоро к Твиттеру соседей прибавится.

Если смотреть в динамике, то замедление сказывается на количестве пользователей. Вряд ли это приведет к массовому отказу пользователей от Твиттера, потому что есть пользовательская привычка, которую просто так не поменяешь. Теоретически отток пользователей может сказаться на потере рекламных доходов. Но для Твиттера в целом доходы с рекламного рынка России настолько незначительны, что вряд ли это заставит Твиттер бежать и исполнять требования Роскомнадзора.

–​ Отток пользователей, потеря доходов от рекламы – сколько нужно времени, чтобы для Твиттера это стало чувствительным?

– Это годы. И нужно будет создавать условия, чтобы Твиттер никак не мог работать. Помимо замедления трафика нужно будет «запиливать» свое приложение для российских пользователей. Это сложная история. Но, скорее всего, пользователи Твиттера просто установят себе качественные платные VPN и на какое-то время забудут про Роскомнадзор.

Твиттером пользуется мало россиян – около 690 тысяч. После тренировки на «малыше» могут ли власти взяться за действительно влияющие на повестку соцсети?

– С Фейсбуком будет возможно сделать то же самое. Будет ли Facebook, то есть Цукерберг, как Дуров, воевать с Роскомнадзором? Вряд ли. Если технология ESNI будет поддерживаться уже везде, то никто не заметит усилий Роскомнадзора. А если нет – на Фейсбуке это скажется. Фейсбук может стать объектом атаки со стороны российских властей еще и потому, что у него есть явный российский аналог – ВКонтакте. С Ютьюбом история тяжелее, поскольку аналогов никаких нет, и пользовательская аудитория ни при каких условиях не захочет уходить из Ютьюба.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28494 от 11 марта 2021

Заголовок в газете: Власть потеребила Твиттер

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру