Политолог рассказал, как российские власти используют победу над коронавирусом

Восстановить рейтинг политики смогут только за счет позитива

Всемирная организация здравоохранения сообщает об улучшении ситуации с коронавирусом в мире, и в России в том числе. До конца года, по данным медиков, пандемия может закончиться или резко пойти на спад. Политологи утверждают: власти наварят очков как на заявлениях о победе над вирусом, так и просто на обещаниях, связанных с борьбой против болезни.

Восстановить рейтинг политики смогут только за счет позитива

– Конечно, победа над коронавирусом должна стать политическим триумфом власти перед выборами в Госдуму, – говорит директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. – Не отрицая опасности вируса, мы видим, что решения в отношении различных ограничений и прочего принимаются чисто политически. Вчера – комендантский час, завтра – все свободны. Нет четких критериев и правил игры. Каждая страна их принимает, исходя из своей политической воли и руководствуясь теми мотивами, которые выгодны действующим правительствам.

Россия не исключение. У нас грядут выборы, на которые «партия власти» впервые выходит с самым низким за всю историю рейтингом. Отчасти он обрушился как раз из-за коронакризиса, а значит, и восстановить его нужно за счет какого-то позитива.

Сценарии могут быть разными?

– Безусловно. У нас ведь одни пугают «третьей волной», а другие обещают тотальную победу над масками и перчатками. Но России есть чем похвастаться, ведь у нас три своих вакцины, меньше всего тяжелобольных и умерших, в целом государство с эпидемией справилось – и это может лечь в основу триумфальной победы.

–​ Но ведь не исключено, что после выборов «третья волна» все же накроет страну?

– Ну и что? Победу к тому времени уже отпразднуют.

Важна ли народу такая «победа»?

– Важна моральная победа. Над масками, перчатками и всем тем формализмом, который они олицетворяют. Дистанционное обучение, ограничение работы ряда заведений, закрытые границы – все это давит, а сам страх перед вирусом уже многие перебороли. Люди хотят нормализации общественной жизни. Возвращения в мирное время, пусть и к разбитому корыту (многие ведь лишились работы, дохода и много чего еще), но все же хотят выбираться из этой ямы, а не сидеть в ней годами. Даже в Европе, где к вирусу относятся в разы серьезнее, чем у нас, пошли разговоры о тотальной победе к 2022 году, а этим летом – о частичном выходе из локдауна. Люди понимают, что такого рода решения более политические, чем эпидемиологические, так что ждут именно административной победы, когда руководители государств наконец заявят: «Смертельный вирус побежден и больше не вернется, маски и перчатки можно больше не носить».

–​ Но, может, россияне относятся к пандемии индифферентно?

– Да, мы ведь в общем и целом пошли по шведско-белорусскому сценарию, по пути наименьших издержек. У нас же все открыто, все работает: рестораны, торговые центры, бани; в отличие от Европы мы живем полноценной жизнью. Другой вопрос, что кризис по нам бьет так же: люди остаются без работы, нарастает паника от безысходности. Поэтому к самому вирусу отношение фаталистическое: как Бог даст. А вот к его земным последствиям в виде работы и содержания семьи претензии направлены в сторону государства. Люди хотят реальной поддержки, а «вертолетные деньги» раздают далеко не всем. Только многодетным, пенсионерам, то есть тем, кто и без этого опирался на помощь государства. А вот многие представители бизнеса, люди от 18 до 35, те, кто без детей или с одним ребенком, мало чего получили, но зато почти всего лишились. И им важно понимать: куда мы движемся? Что их ждет завтра? Если ты потерял работу менеджера, куда тебе идти? На завод? А есть ли эти заводы? Или придется идти на общественные работы, чтобы продолжать получать мизерное социальное пособие? В общем, эти вопросы нарастают, люди нервничают, и страх перед пандемией отступает перед страхом лишиться средств к существованию.

Что даст победа над вирусом?

– Увы, немногое. Конечно, мы порадуемся какое-то время. Да и то не все. К примеру, врачи останутся без надбавок, которые были в 2-3 раза выше зарплат. Медицина продолжит работать на пиковых нагрузках (больных-то все равно много, в том числе и вирусные никуда не денутся), школы столкнутся с падением уровня знаний учеников, рынок труда – с переизбытком рабочей силы. Но краткий миг, особенно в сопряжении с летом, даст возможность на передышку. В нашей ситуации это уже немало. Появится надежда, что все будет как прежде. Но тут не стоит обманываться, ведь 2022 год может быть еще хуже, чем предыдущие два года.

 Чего именно стоит бояться?

– Много чего. Запасы средств у населения окончательно истощатся, налоги могут вырасти, экономика продолжит падать... В общем, благосостояние будет на низшей точке – не зря же заговорили о продуктовых карточках. И риски новых вирусов, новых волн – все это приведет к созданию новой общественной парадигмы, нового взаимоотношения между людьми и государством. Все об этом говорят. Очевидно, что мир не будет прежним, и всё начало меняться. Победа над коронавирусом лишь станет прологом к этой новой истории, к новому миру. И каким он будет, какие основы будут заложены – во многом зависит от сегодняшнего дня.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру