26-27 мая отменены несколько рейсов Air France из Парижа. А МИД Австрии, как сообщает ТАСС, заявил нашему послу в Вене, что решение России не давать разрешение авиакомпании Austrian Airlines на полет Вена - Москва по альтернативному маршруту в обход Белоруссии, считает «непонятным».
Честно говоря, не только австрийским политикам, но и у нас многим непонятно: как можно запретить гражданским самолетам летать по тем маршрутам, которые им наиболее удобны? Сколько в таком решении здравого смысла, а сколько политики?
Именно это «МК» и попытался выяснить, побеседовав с некоторыми профессионалами, которые по роду своей службы, как раз дают разрешение, либо выносят запрет на такие перелеты. Вот, как они объяснили «непонятную» ситуацию.
Существует такое понятие как планирование потоков воздушного движения. Связано оно с эффективностью полетов, их регулярностью, но прежде всего – с обеспечением безопасности. Это примерно, как на привычной многим автомобильной трассе, где все организовано так, чтобы машины в потоке ехали с определенной скоростью, соблюдали правила и не сталкивались.
Самолеты тоже не хаотично движутся в небе как птицы – куда хочу, туда лечу – а следуют по воздушным коридорам, которые имеют определенные параметры. В пределах этих трасс с определенными интервалами – продольными, боковыми – и движутся все воздушные суда.
Чтобы летать по трассам безопасно, дважды в год проходит утверждение зимнего и летнего расписания полетов. Сейчас действует летнее расписание. Оно вступило в силу 28 марта. За 35 дней до этого срока авиакомпании должны юыли подать заявки на свои регулярные рейсы по этим трассам. По каждому рейсу авиационные власти страны, через которую они проходят, выдают разрешение на выполнение полета. В данном случае это российские авиационные власти. Полет по согласованному маршруту включает в себя основную точку входа-выхода в воздушное пространство Российской Федерации, а также альтернативную, то есть запасную.
Когда иностранные авиакомпании формировали основные точки входа-выхода своих транзитных маршрутов – а выбирают они их самостоятельно, то делали они это, исходя из кратчайшего пути. Он проходит через воздушное пространство Белоруссии. Некоторые авиакомпании сформировали основные точки через Белоруссию, а запасные альтернативные – через Российскую Федерацию.
Но затем, когда европейцы решили наказать Белоруссию, облетая ее воздушное пространство, у тех компаний, что не предусмотрели альтернативные точки полёта через Россию, возникли проблемы, которые МИД Австрии как раз и посчитал «непонятными». У тех, что просчитали риски и предусмотрели точки входа-выхода через Россию, проблем не возникло. Они как и раньше, продолжают летать, используя свои утвержденные маршруты.
И тут возникает вопрос: почему срок утверждения маршрутов движения - 35 дней? Не слишком ли долго? Пожалуй, слишком. Но, как объясняют специалисты, согласование расписания полетов утверждается различными федеральными органами исполнительной власти. Точки входа-выхода – это места пересечения государственной границы России. На них необходимо получать разрешение в соответствующих органах Министерства обороны, командования системы ПВО, пограничной службы ФСБ… Это нужно для того, чтобы влетающий в страну лайнер просто не сочли воздушным нарушителем. И все это согласование требует времени.
Но сейчас, отмечают специалисты, возникла ситуация, когда ряд западных авиакомпаний, из-за решений правительств своих стран обходить стороной белорусское воздушное пространство, вдруг посчитали, что могут запросто, по собственной воле поменять точки входа и выхода через государственную границу Российской Федерации. По словам собеседников, так нигде в мире не делается. И если бы российские авиакомпании попытались сделать подобное, им бы на Западе такого тоже никто сделать не разрешил.
На вопрос, можно ли как-то побыстрее решить эту проблему, специалисты авиаотрасли пояснили, что для начала, хотелось бы получить какие-то объяснения не только от авиакомпаний, но и от министерств иностранных дел и авиационных властей этих стран. Так как, на самом деле, вопрос лежит в плоскости Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.
В этой конвенции прописан как механизм выполнения регулярных авиарейсов, так и чартерных. Сейчас, в период пандемии, когда у стран практически нет друг с другом регулярного авиасообщения, все авиарейсы выполняются как чартерные. Они требуют утверждения по особой схеме. Спешить и падать, чтобы по срокам пролета как-то угодить в России западным авиакомпаниям, у нас никто не собирается. Приоритет – безопасность полетов. «Вы что, хотите, чтобы наша ПВО сбила какой-то чужой борт?», - железный аргумент.
Как пояснили «МК» собеседники, максимально быстро проходит согласование маршрутов самолетов, выполняющим гуманитарные, спасательные миссии, или осуществляющим вывоз российских граждан из «горячих точек». Все остальные перелеты приоритетными считаться не будут. Затягивать сроки их согласования никто сознательно не собирается, но и слишком спешить с утверждением никто тоже не будет. Как было сказано, мы должны сделать все не как можно быстрее, а как можно более основательно подойти к изучению этого вопроса в рамках Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.
Стало ли после этого диалога понятней, как скоро закончится это воздушное противостояние, сказать не берусь. Но то, что в этой позиции есть некое двойное дно, имеющее явный политический окрас, на мой взгляд, сомнений нет. При этом с точки зрения законности, придраться тут не к чему.