Сегодня ВВС России входят в состав Воздушно-космических сил. Однако суть лётной работы, её традиции остались неизменными. Российских лётчиков отличает высокий профессионализм, а отечественная авиатехника по праву считается одной из лучших в мире. Многие рекорды, достигнутые российскими асами на отечественной авиатехнике до сих пор не побиты.
Стать военным лётчиком - непросто. Для этого нужно обладать необходимыми знаниями и умениями, а также удовлетворять специфическим требованиям. В канун дня ВВС читатели «МК» прислали свои вопросы гостю издания - Заслуженному военному лётчику РФ генерал-майору Владимиру Попову. Он рассказал о том, кто может стать пилотом и что для этого нужно уметь.
Один из читателей «МК» поинтересовался: правда ли, что для пилота не нужно образование, навыки и умения, а только крепкое здоровье. Однако, отмечает Владимир Попов, на деле всё далеко не так-то просто.
- Подход здесь может быть двояким. Вот у меня в дипломе первом написано, что я «лётчик — инженер».., - рассказал Владимир Попов. - Инженерная подготовка была очень хорошая. Я заканчивал высшее военное училище. Если говорить про отбор, вот только примеры привожу. Когда я поступал, на место было 18-20 человек. После сдачи анализов, первых ЭКГ у терапевта оставалось уже 11 человек (на место). К концу процесса медицинского отбора уже было 3-4 человека на место. А после того, как с нами работали авиационные психологи, обнаружилось, что уже не конкурс, а недобор на курс. То есть выбор большой, желающих было много. А выбрать - вот тут особый процесс.
Владимир Попов привёл пример, когда одна небольшая случайность могла поставить крест на его карьере лётчика. Опять же это произошло на стадии отбора.
- Я ехал в училище в поезде. Окна открытые, верхняя полка. И продуло ухо. Я даже не почувствовал, а барокамера (на медкомиссии) показала. Барокамера - это серьёзная проверка. Закрытая капсула, в ней откачивается воздух. И ты полчаса в атмосфере, как на высоте 11 тысяч метров. И всё это время задавали вопросы, давали задания простые. Смотрели, какая у меня координация действий, - поделился опытом Заслуженный лётчик.
Причины для отказа в поступлении в лётное училище могут быть самыми разными, но эта жёсткость только во благо, считает Владимир Попов. Лучше на начальной стадии выявить недостатки, чем после 4-5 лет обучения в училище списывать с летной работы из-за каких-то проблем со здоровьем.
Оказывается, отказать в приеме могут даже кандидату с небольшими дефектами речи.
- Это нужно для того, чтобы в полёте была предельно чёткая связь. И если пилот шепелявит, картавит - может в бою дать не тот приказ. Так что это не допускается. И сейчас уже это всё проверяет компьютер. Если у тебя артикуляция не та, всё - не допускаешься, - рассказал генерал.
Ещё одна преграда, которая может стоять между абитуриентом и погонами офицера ВВС - габариты тела. Если ты слишком высокий и, уж тем более - слишком тяжёлый, то лётчиком-истребителем тебе не быть. Ты просто не влезешь в кабину пилота.
- Я лётчик-штурмовик, фронтовой бомбардировщик. У нас требования были как к истребителям. Вот есть кабина, она создана по особым параметрам, и им надо соответствовать. Например, длина руки. Длинные руки нужны, чтобы ты мог достать приборы контроля: включить-выключить, - отметил эксперт.
Ещё один вопрос, который волнует читателей: как отличается подготовка лётного состава в России и на Западе. Есть ответ и на этот вопрос.
- Мне приходилось бывать в США, в Канаде и наблюдать за процессом подготовки лётчиков. Там это проще устроено. То есть достаточно знать, как работать с прибором. А как этот прибор устроен - не обязательно. Больше такой гуманитарный подход и мне наша система как-то ближе, - поделился мнением специалист.
Так что если у читателей «МК» есть желание подняться в небеса, то уже понятно, каким требованиям надо соответствовать: важны технические знания, но и без хорошего здоровья путь в небо - закрыт.