"Байден напомнил партийного работника из криогенной камеры"

Афганистан как обратная сторона Америки

США сбежали из Афганистана. Талибы («Талибан» — организация, признанная террористической и запрещенная в России) заняли Кабул и установили в многострадальной стране новые старые правила.

Афганистан как обратная сторона Америки

Забавно, но между речью Джорджа Буша-младшего, утверждавшего, что «Талибану» пришел конец, и речью Джо Байдена, фактически признавшего капитуляцию Америки, прошло всего 20 лет. Но и в той, и в другой — один и тот же победоносно-оправдательный запал. Без какого-либо учета ошибок.

Виктор Пелевин писал, что современная Америка — это тоталитарный «совок», в который уже никто не привезет джинсы. Вот и Байден сильно напоминает партийного работника, на время выбравшегося из криогенной камеры, чтобы произнести речь. Ту речь, что обвинит всех других и обелит американцев. Ту речь, которая на самом деле станет диагнозом и матрице лжи, и экспорту американской мечты, и в принципе всему цивилизованному международному сообществу.

При этом, безусловно, есть параллели между бегством американцев из Афганистана сейчас и выводом оттуда советских войск в 1988 году. Но Советы строили афганцам какие-никакие дома, а США? Они пришли в разруху и оставили после себя еще большую разруху. Все в лучших американских традициях. Seek & Destroy. И кадры американского самолета, облепленного афганскими несчастными, — как признание того, что мы живем в антиутопии. Несчастные люди цепляются за шасси, пока в креслах сидят американские песики. Социал-дарвинизм как он есть.

Но не все так просто и не все столь бесповоротно с проигрышем американцев в Кабуле. Во-первых, теперь США поручили разгребать проблемы Афганистана нам и смоделировали еще одну гибридную войну. Во-вторых, американцы как никто в мире умеют представлять свои поражения победами. И так фиксировать их в истории.

Опять же очевидны параллели между бегством США из Кабула и выводом американских военных из Вьетнама. Сайгон-1975 — Кабул-2021. Поражение во Вьетнаме — большая неудача США, но американцы нашли прикрытие. Они вообще крайне изворотливая нация. Америка объявила, будто не капитулировала перед крошечным Вьетнамом, а пошла навстречу антивоенным настроениям внутри страны. Хиппи, цветы жизни, рок-н-ролльщики, make love not war — они думали, что сломили милитаристское правительство, а на деле оказывали ему услугу. На деле же не Джон Леннон победил США, а вьетнамский генерал Нгуен Гуап, в котором, кстати, было полтора метра роста.

Это уже потом были фильмы Оливера Стоуна «Взвод», «Рожденный 4 июля» и «Апокалипсис сегодня» Копполы, но и в этом антивоенном отсутствует вся правда. В итоге мир знает совсем другую войну во Вьетнаме.

Впрочем, куда чаще американцы обходятся вообще без правды и через культурное наследие прописывают в истории откровенную ложь. Показательный пример — оскароносная лента «Операция Арго», снятая Беном Аффлеком. Она рассказывает о спасении американских дипломатов из Тегерана во время революции 1979 года в Иране. Политическую подноготную этой ленты прекрасно разобрал Алексей Юсев в «Кинополитике». Суть проста: Аффлек, к слову, доверенное лицо Обамы, снял пропагандистскую ленту, выставляющую фиаско американцев как их победу. На продвижение этого фильма работало все демократическое лобби Голливуда. И да, кстати, лучше всего о тех тегеранских событиях читать в книге Кристиана Крахта «1979».

Та же история и с другой оскароносной лентой «Цель номер один», оправдывающей пытки, которые использовало правительство США для усиления своего влияния. В общем, просто никогда не надо забывать, что Голливуд и ЦРУ официально сотрудничают друг с другом начиная с 1990-х годов прошлого века. И у многих фильмов есть обязательный консультант из разведуправления.

Потому никто никогда не покажет вам, к примеру, правду о преступлениях американских военных. Что вам рассказали о зверствах в Гуантанамо и Абу-Грейб? Меж тем авторитетный психолог Фил Зимбардо описывает их как смесь БДСМ и слэшеров. Когда-то Metallica, узнав, что их песни используются американскими военными во время пыток, попросили этого не делать. Да, песни звучать перестали, но пытки не прекратились.

А вот что с нашими лентами о событиях в Афганистане? Квинтэссенцией их во многом стал картонный фильм когда-то отличного режиссера Павла Лунгина «Братство», где наши солдаты показаны бездарями и мародерами. Да уж, сколь разное кино мы смотрим! С одной стороны, американцы вещают нам о победоносном торжестве демократии, с другой — россияне упиваются пораженческим покаянием. Что это — дух времени? Или продолжение «холодной войны»?

Общим местом стал тот факт, что, куда бы ни сунулись американцы, они приносят туда разруху, бедствие и раздрай, будь то Югославия, Ливия или Ирак. Но гораздо хуже то, что миллиарды людей по всему миру существуют в несвятой уверенности, будто именно Запад и США в частности несут планете некую эталонную цивилизацию, кроме которой нет и априори не может существовать другой. В начале 90-х Фрэнсис Фукуяма назвал это «Концом истории». Последний человек достиг высшей точки развития, а либерально-демократическая модель оказалась финальной стадией эволюции.

Но прошли десятки лет, и мы увидели, что история только начинается. Борьба только начинается. И существуют сообщества совсем иного типа; неважно, кто их контролирует — «Талибан» или ИГИЛ (признано террористической организацией и запрещено в России). Важно, что это принципиально иная формация, иная вселенная, если угодно, и эти миры, очень разные и очень агрессивные, неизменно будут вступать в конфликты друг с другом.

Есть мир толерантности, веганства, боди-позитива, сексуальных свобод, а есть мир насилия, религиозной нетерпимости и женоненавистничества. Но главная трагедия в том, что и один, и другой мир — это мир рабства. И большой ошибкой стало бы полагать, будто это разные миры. Нет, и талибский Афганистан, и ИГИЛ, и растерзанная Ливия — все это лишь обратная сторона пресловутого «цивилизованного мира». И американцы, приходя куда-либо, несут не только американскую мечту, но и обратную, мрачную сторону. Одно не существует без другого, потому что это части одного целого.

Блестяще подобное показано в культовом сериале «Твин Пикс». Есть милый городок с вкуснейшими вишневыми пирогами, но есть и его демоническая сторона — некий Черный Вигвам, источающий зло. Вот только приходит оно в мир после ядерных испытаний. Причинно-следственные связи как они есть.

Нынешний Афганистан — это лишь обратная сторона Америки. Это части одного целого — части того, что непрерывно находится в конфликте с самим собой. Скажу просто: суть в том, что невозможно победить зло где-то, пока ты не изжил его в самом себе. Неважно, речь идет о континенте, стране или человеке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28606 от 20 августа 2021

Заголовок в газете: Афганистан как обратная сторона Америки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру