Янгулбаевы и Кадыров не сошлись тейпами: история конфликта

За что федеральный судья лишился поста

Федеральный судья в отставке Сайди Янгулбаев вместе со своей дочерью Алией покинул Россию. На этот шаг они решились после того, как глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал с ними разобраться. До этого чеченские силовики увезли из Нижнего Новгорода жену Янгулбаева, которая затем в невменяемом состоянии объявилась в Грозном и заявила, что там с ней хорошо обходятся.

За что федеральный судья лишился поста
Сайди Янгулбаев

Инцидент, который пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «фантастикой», произошел в Нижнем Новгороде 21 января. К тому моменту, как чеченские силовики пришли за семьей Янгулбаевых в Нижний Новгород, отец семейства находился на пенсии. Его старший сын Абубакар работал в «Комитете против пыток» (признан в России иноагентом), а младший Ибрагим проживал за границей.

В город на Волге семья судьи перебралась в 2017 году — после длительного противостояния с властями Чечни, вызванного сначала позицией младшего сына судьи Ибрагима, а затем и старшего Абубакара. Они подозреваются в ведении экстремистского телеграм-канала.

Чтобы понять, почему глава Чечни преследует этих людей, нужно вернуться на десятки лет назад. Сайди Янгулбаев — из тейпа Келой, к которому относился и дудаевский полевой командир Зелимхан Яндарбиев. Тот самый, который весной 1996 года, после уничтожения Джохара Дудаева, взял на себя полномочия президента Ичкерии (признана террористической организацией и запрещена в России). В этом статусе он летал на переговоры с Борисом Ельциным и Виктором Черномырдиным в Москву. А Сайди Янгулбаев в этот момент работал следователем в Следственном комитете Ичкерии Впоследствии его дети вспоминали, как прятались в подвалах от авиаударов и удивлялись, почему их все еще бомбят, хотя ни одного целого здания уже не было.

Во время Второй чеченской войны будущий федеральный судья был вынужден подрабатывать таксистом. Правда, в 2003 году ему повезло устроиться помощником судьи. В 2004 году сбежавший в Катар Зелимхан Яндарбиев был ликвидирован. И президент Чечни Ахмад Кадыров сообщил, что убрали его «свои» – за то, что Зелимхан, получив от ближневосточных спонсоров деньги на проведение терактов в России, присвоил их себе...

Сайди Янгулбаев же к 2015 году по приказу президента России был назначен федеральным судьей и стал членом Верховного суда Чечни. Он занимался рассмотрением апелляций по уголовным делам.

Несмотря на высокую должность, которую занял отец, его сын Ибрагим оказался администратором 5-тысячного паблика в социальных сетях, в котором он рассказывал об истории Чечни и тех преступлениях, которые российские войска якобы совершали в республике. Парень не скрывал своей деятельности, поэтому, когда об этом узнал глава Чечни Рамзан Кадыров, то вызвал его к себе на разговор.

Как вспоминают Сайди Янгулбаев и его старший сын Абубакар, присутствовавшие на встрече, глава республики был серьезно недоволен записями Ибрагима и комментариями к ним. Больше всего Кадырова выводили из себя карикатуры на него и российских солдат. Кончилось все избиением отца и сыновей Янгулбаевых.

От Янгулбаева потребовали уйти в отставку, потому что судьей не может работать человек, чей сын критикует власти. Федеральный судья сначала не хотел этого делать, но его сын на тот момент он был задержан чеченскими силовиками, и деваться было некуда.

Ибрагим пропал на полгода. Выяснилось, что все это время его держали в подвале местного СОБРа. А домой отпустили из-за обострения аппендицита.

Но на этом злоключения младшего сына Янгулбаева не закончились. За ним снова пришли в 2017 году. Правда, на этот раз обошлось без разговора с Кадыровым и переезда в подвал. Вместе этого против Ибрагима возбудили уголовное дело по статье «Разжигание ненависти и вражды». Поводом стали новые публикации в паблике. В этот момент семья решила обратиться в «Комитет против пыток». Ибрагим отправился в СИЗО, а его родные решили переехать в Нижний Новгород, где находится головной офис правозащитной организации, вызвавшейся им помочь. Семья смогла воссоединиться только через полтора года, после того, как экстремистские преступления были частично декриминализованы.

После того как Ибрагим покинул страну, в соцсетях стал публиковать свои заявления старший сын судьи Абубакар. Абубакар признается, что после отъезда из Чечни он стал часто публично критиковать Кыдырова. В частности, он рассказывал о пытках, исчезновении 21 своего родственника. Он не исключает, что эти заявления могли дать повод чеченским властям подозревать его в создании экстремистского телеграм-канала, известного своим нетерпимым отношением к главе Чечни. Однако он всячески отрицает свою связь с этим ресурсом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28710 от 25 января 2022

Заголовок в газете: Не сошлись тейпами

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру