Военные топографы рассказали, почему у них нет женщин на офицерских должностях

И что такое гравиметрия

Сложно представить армию без топографических карт. В любом военном фильме, будь он современный или о событиях вековой давности, есть кадры, где военачальники, склонившись над картами, обсуждают план наступления или обороны. Конечно, в сегодняшней реальности бумажные карты все чаще заменяются на цифровые. Но от этого профессия военного топографа не стала менее востребованной. Напротив, без точных координат в эпоху высокоточного оружия войны не выиграть.

8 февраля военная топографическая служба Российской армии отмечает свой юбилей - 210 лет. В преддверии праздника корреспондент «МК» побывала в 47-м экспедиционном топогеодезическом отряде Вооруженных сил РФ и узнала некоторые профессиональные секреты военных топографов.

И что такое гравиметрия
Фото: Министерство обороны РФ

Профессия - Родину измерять

Город Звенигород, русская Швейцария, природный оазис всего в каких-то двух часах езды от шумной столицы. Конечно, в Подмосковье немало красивых мест, но этот город особенный. Сочетание завораживающей природы со старинными архитектурными постройками не оставят равнодушными ценителей прекрасного. Не зря «Град звенящий на холме», а именно такое название он получил за обилие колоколен, был так любим классиками. Сюда частенько наведывались Пришвин, Танеев. Здесь жил и врачевал Антон Павлович Чехов. Не утратил своей магической привлекательности Звенигород и сейчас, город буквально утопает в коттеджных поселках.

Именно здесь и обосновался 47-й экспедиционный топогеодезический отряд, в чьи задачи входит Родину измерять.

Проехав через весь город и полюбовавшись его видами из автомобиля, сворачиваем перед указателем «Красная звездочка». Это и есть главный ориентир на нашем маршруте. Дальше совсем немного, и вот перед нами железные ворота с бдительными постовыми. О том, что здесь располагаются военные топографы, можно догадаться по установленному рядом с въездными воротами теодолиту. Мимо его «зоркого ока» нельзя пройти незамеченным. Это такой измерительный прибор для определения горизонтальных и вертикальных углов при топографических съёмках, проще говоря, непременный атрибут топографической службы.

Вообще топография - наука сложная, и простому обывателю, вроде меня, не очень понятная. Поэтому знакомство с отрядом решено начать с теории. Командир 47-го экспедиционного топогеодезического отряда подполковник Сергей Бычков объяснят по порядку.

- Наш отряд подчиняется непосредственно Военно-топографическому управлению Генерального штаба. Основное наше предназначение - это выполнение топогеодезических и навигационных работ в интересах всех видов и родов Вооруженных сил.

Мы занимаемся геодезическим обеспечением военных объектов. Все знают, что любое современное вооружение, идет ли речь о танке, БМП или самолете, имеет прицельно-навигационные комплексы, работающие с координатами. Если мы говорим о самолетах, то экипажу должны еще быть известны координаты своего аэродрома. И наша служба занимается в том числе и геодезическим обеспечением аэродромной сети, каждого аэродрома. Для начала нам необходимо определить опорную геодезическую сеть, от которой производим дальнейшие работы и определяем координаты всех радионавигационных средств аэродрома, стоянки воздушных судов, координаты и высоты взлетно-посадочных полос. Эти данные впоследствии вносятся в геодезическую карточку аэродрома, и дальше по ним уже работают летчики и штурманы.

Семь раз отмерь

Командир рассказал, что раз в пять лет любая топографическая информация нуждается в обновлении. Это прописано в регламенте. Если за это время на аэродроме не производились никакие работы, ничего не строилось, не менялась длина взлетно-посадочной полосы, то в таком случае расчеты топографов выезжают на место, чтобы уточнить координаты. Если же какие-то изменения были, то все переопределяют заново.

- А зачем проверять, если никаких работ не производилось?

- Во-первых, на аэродроме могут меняться места стоянки воздушных судов. Во-вторых, сама геодезическая сеть жестко привязана к Земле. Не стоит забывать о простых геофизических изменениях Земли. Литосфера находится в движении, а значит, в координатах любой точки могут происходить изменения. Они могут быть незначительными, но со временем, с учетом огромных пространств, ошибка накапливается и, условно говоря, «дотянув до Сибири», мы рискуем получить погрешность до 60 метров.

Ну, и конечно же, города у нас развиваются, земли пашутся, дороги строятся и часть обозначенных на местности геодезических пунктов может быть просто утрачена или нарушена. Поэтому обследовать и уточнять информацию необходимо...

Рассказал офицер и про «оружие» топографов. В арсенале у них сегодня спутниковая геодезическая аппаратура. Такая, как комплекс «Медиана» - высокоточный электронный прибор, позволяющий определять координаты от исходного пункта на расстоянии до 100 километров. Есть классические геодезические приборы – теодолиты, дальномеры, приборы для измерения азимутов - гиротеодолиты. Командир уточнил, что сейчас, с развитием техники, теодолиты ушли на второй план, а их место заняли тахеометры, где угломерные измерения и измерения расстояний объединены.

- А чем, к примеру, ваш спутниковый «Орион» отличаются от того же Яндекс-навигатора?

- В автомобиле с навигатором вы нажали кнопку, сказали адрес и система проложит вам маршрут по дорогам. Навигационная аппаратура индивидуального использования «Орион» маршрут не прокладывает. В зависимости от района выполняемых задач, необходимо самостоятельно загрузить электронную карту, на которой, соответственно, будут отображаться объекты.

Маршрут по электронной карте вы выбираете сами, сами определяете поворотные точки в зависимости от того, каковы условия местности, ведутся или не ведутся боевые действия. Если доверить эту задачу устройству, он проложит путь просто по прямой, но понятно, что не всегда есть возможность ехать по дорогам и мостам. Прибор защищен от помех и работает по спутниковым системам ГЛОНАСС и GPS.

Сейчас с развитием радиоэлектронной борьбы (РЭБ) любой спутник можно как «заглушить», так и загрубить или исказить исходные данные. Потому мы проводим такой вид работ, как контроль навигационного поля. Выполняется он тем же прибором «Орион». В позиционных районах это происходит следующим образом: от геодезического пункта с исходными координатами, в процессе выполнения задач мы выходим на нужный пункт и определяем координаты спутниковыми системами. То есть прибор выдает координаты в реальном времени, и мы сверяем их с координатами, которые определили. Сразу становится понятно, насколько корректно в данный момент работает спутниковая аппаратура. Вот такая космическая топография...

Фото: Министерство обороны РФ

География работ отряда впечатляет. С 2012 года отряд выполнял задачи в самых разных районах мира, включая Новую Землю и Новосибирские острова. Практически везде, где наши вооруженные силы развивают инфраструктуру. Военные топографы обеспечивают работу исследовательских экспедиций Русского географического общества, снабжают актуальными картами военных железнодорожников на БАМе, строителей трансполярной магистрали.

47-й отряд принимал участие в решение задач и за рубежом: в Сирии, Нагорном Карабахе.

- А с нетипичными задачами приходится сталкиваться?

- Бывает, нам приходится заниматься гравиметрией - расчетом ускорения свободного падения в той или иной точке на поверхности Земли. Но такими работами мы занимаемся нечасто. Это все же больше прерогатива одного из подразделений Ракетных войск стратегического назначения, поскольку их средства поражения применяются на большие расстояния. А цена ошибки на старте высока…

На службу в отряд, как правило, попадают выпускники 7-го факультета Военной академии космических войск имени Можайского в Санкт-Петербурге. Но встречаются и «пиджаки». В армии так называют офицеров, имеющих не курсантское, а студенческое прошлое. Если говорить про столичный регион, то это, в основном, выпускники Московского института геодезии и картографии.

А вот женщин-топографов на офицерских должностях нет ни одной. Объясняется это очень просто: командировки зачастую связаны далеко не с самыми комфортными условиями проживания. Перестраивать быт под представительниц прекрасной половины человечества, понятное дело, никто не будет.

Солдаты-срочники в отряде тоже есть. Бойцы в полевых условиях набираются опыта и перенимают знания от офицеров..

«Без нас никуда»

После теории - в поля, где топографический расчет показал работу подвижного навигационного геодезического комплекса ПНГК-1. С виду это обычный военный «КамАЗ», ничего примечательного. И лишь специалисты доподлинно знают, на что, на самом деле, способна эта техника, напичканная электроникой.

Предназначен ПНГК-1 для оперативного и автономного определения координат и передачи их в позиционные районы. Основная цель – определить координаты при движении и на месте с точностью до 15 метров на всей протяженности маршрута, а это ни много ни мало 50 километров.

Фото: Министерство обороны РФ

Автомобиль оборудован бесплатформенной инерциальной навигационной системой, а также дальномерно-угломерным устройством, выполняющим функции геодезической привязки исходных пунктов. А еще у комплекса есть система технического зрения, представляющая собой две видеокамеры, расположенные по левому и правому борту автомобиля и вычислительным устройством, которое размещается в кунге машины.

- Это позволяет производить видеосъемку на расстоянии до 100 метров по маршруту движения автомобиля с выводом информации на экран вычислительного устройства, – пояснил начальник расчета 47-го топогеодезического отряда. – Проще говоря, видеокамеры снимают каждый объект, благодаря этому можно определить координаты и использовать их потом для целеуказания или создания исправленных карт, если произошли какие-то изменения.

Но, как рассказали военные, основное предназначение ПНГК-1 - это все же работа при ведении боевых действий, когда противник применяет средства радиоэлектронной борьбы, и использовать привычную спутниковую аппаратуру не представляется возможным. Тогда расчет из четырех человек прибывает на исходную точку и от ближайшего пункта геодезической сети осуществляет «отвязку» координат. Они передаются в специальный автомобиль с оборудованием, который выезжает в оперативный район. Создается цифровая карта координат. Соответственно, расчет развивает сеть и определяет необходимое количество координат.

- Почему вы решили стать военным топографом? - полюбопытствовала у молодого офицера.

- В школе больше всего любил математику и географию, - делится военный. - Когда пришло время определяться с выбором будущей профессии, все не мог решить, что мне больше по душе. Вот тут и нашлось решение - военный топограф, здесь тебе и география, и математика вместе.

- Не ошиблись в выборе?

- Нет. Профессия у нас очень интересная. Знаете какой девиз у военных топографов?

Отрицательно качаю головой.

- Вот у ВДВ, к примеру, «Никто, кроме нас», а у топографов «Без нас никуда».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28720 от 8 февраля 2022

Заголовок в газете: Глаза армии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру