Причину расставания с атомной подлодкой «Дмитрий Донской» нашли в лихих девяностых

Субмарина могла бы прожить дольше

Противоречивая информация начала поступать по поводу самой большой в мире атомной подлодки «Дмитрий Донской». Одни источники сообщают, что ее списали спустя 42 года службы, другие - что пока она выполняет задачи учебно-боевой подготовки в море, окончательное решение о судьбе субмарины примут в конце года.  Военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин назвал причины расставания с подлодкой и рассказал, как пройдет прощание с легендой российского флота.

Субмарина могла бы прожить дольше
Фото: Министерство обороны РФ

Стратегическую атомную подводную лодку «Дмитрий Донской» построили по проекту 941 УМ «Акула», по классификации НАТО SSBN Typhoon. Создали всего шесть таких субмарин. В боевой состав она вошла в 1980 году и стала головной лодкой проекта 941. Она до сих пор считается самой большой по водоизмещению подлодкой в мире — 48 тысяч тонн.

Имя «Дмитрий Донской» уже присвоили другой субмарине. Подлодку класса «Борей-А» проекта 955А заложили в прошлом году на «Севмаше».

По словам капитана первого ранга запаса Василия Дандыкина, причина, ведущая к утилизации подлодки, банальна — старость.

- Корабли, как люди — в какой-то момент приходит их срок уходить. «Дмитрий Донской» - это головная лодка легендарного проекта 941, который стал ответом на американский проект подводных лодок типа «Огайо» и ракеты, размещаемые на подводных лодках «Трайдент». Еще Леонид Брежнев на 26-м съезде КПСС заявил, что мы создали такую систему в ответ на американскую…

Это самая большая на сегодняшний день подлодка в мире: с большой автономностью — 120 суток, с большой мощью. Это был действительно достойный ответ. Потом пошли другие лодки, которые составляли основу нашего ядерного потенциала. Они хорошо служили в советское время, да и в наше.

По словам эксперта, подлодка обладала не только огромной мощью и автономностью, но и необычайным комфортом.

- На подлодке находились зона отдыха, сауна и т. д. Размеры позволяли. Служить на таких атомоходах, как «Дмитрий Донской», было мечтой каждого подводника-атомщика.

42 года службы для подлодки — огромный срок, говорит Дандыкин.

- По человеческим меркам это 100 лет. Но, чтобы корабль служил как можно дольше, он должен проходить соответствующие ремонты — плановый, средний капитальный. Как человек проходит диспансеризацию. 

К сожалению, в 90-е и еще в нулевые годы у многих кораблей ремонты были просрочены. Крейсеру просто повезло, потому что он пошел под модернизацию для испытания ракет «Булава». Когда другие корабли уже были списаны, он продолжал свою вахту. Поэтому у него хороший послужной список и хорошая судьба,

Субмарины проекта 941 «Акула» в Северодвинске

По словам Дандыкина, прощание с подлодкой — это всегда торжественная и трогательная церемония: 

- Происходит торжественное построение личного состава, приглашаются ветераны, которые служили на корабле. Те, кто могут приехать, обычно приезжают. Для моряка корабль - это второй родной дом...Очень трогательный момент, когда с корабля спускается флаг и затем передается в музей или на корабль, который будет носить имя своего предшественника. Потом корабль отправляют на разделочную базу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28829 от 21 июля 2022

Заголовок в газете: Мечта подводников ушла на покой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру