В самом деле, действующая система государственного оборонного заказа и контрактования военной продукции создавалась задолго до СВО. И одна из главных ее задач была – экономия бюджетных средств, чтобы, не дай бог, военный бюджет не ушел куда-нибудь налево. О том, насколько успешно эта задача решалась, лучше спросить Главное военно-следственное управление и Военную прокуратуру. Говорят, что, несмотря на все меры, кое-какая «утруска и усушка» бывала.
Но с 24 февраля 2022 года ситуация радикально изменилась. Сегодня от того, как оборонный заказ исполняется, зависят уже не финпоказатели, а результат СВО и судьба страны.
В свое время советский писатель и математик Елена Вентцель как-то метко заметила: «По критерию «эффективность – стоимость» можно подешевле проиграть войну». Наверное, в том смысле, что экономить, конечно, нужно, но возводить в абсолют один этот критерий, тем более в напряженный для страны, момент, наверное, не стоит.
- Вопрос ценообразования на военную продукцию так зарегулирован, что увеличение цены даже на копейку вызывает нездоровый интерес у многочисленных проверяющих, - сказал «МК» контр-адмирал запаса Николай Коваленко. - А ведь для вооружения, военной и специальной техники главное - это боевые характеристики, качество, надежность и соответствие мировым достижениям.
По его словам, задача военно-технического обеспечения войск в период специальной военной операции выходит на первый план.
- Без госконтрактов предприятия не могут развернуть работу по закупке материалов, подготовке специального оборудования и приобретению комплектующих, - сказал Николай Коваленко. - У поставщиков комплектующих первой кооперации есть свои поставщики, и так далее, вплоть до десятого уровня кооперации. И на каждом этапе этой цепочки, под благовидными предлогами установлены бюрократические «рогатки»: это нельзя, то нельзя, согласуй с этим, согласуй с тем, и все это под зорким взором проверяющих.
Процедуры затягиваются, и это сказывается на сроках поставки в войска вооружения и техники.
При этом, отмечает эксперт, те военные специалисты, которые отвечают за техническое обеспечение войск, не имеют никаких полномочий в этом процессе, в отличие, например, от Федеральной антимонопольной службы.
- А без согласования с ней ни шагу, - сказал контр-адмирал. - Цены регулируют и контролируют люди, имеющие в лучшем случае экономическое образование и не имеющие никакого представления об истинной ценности оружия, которая определяется на поле боя. Вот бы этих людей да на передовую, да в дуэльную ситуацию, тогда бы и задумались.
По словам Николая Коваленко, в советское время представители военного ведомства обязаны были контролировать качество продукции военного назначения.
- Ранее в этой системе во главе находился замминистра обороны по вооружению и через довольствующие органы руководил всем техническим обеспечением армии и флота, - рассказал он. - Начальники довольствующих органов несли персональную ответственность за обеспеченность и качество вооружения по установленной номенклатуре. Они имели глубокие специальные знания и широкие полномочия, держали через своих военных представителей постоянную связь с соответствующими федеральными структурами и предприятиями промышленности и оперативно решали вопросы в интересах именно обеспеченности и потребности войск и флотов, а не просто выполнения заказа.