Тема атаки беспилотников на Москву была уже в топах. Сразу же набрала номер телефона своего старого коллеги-сослуживца — бывшего начальника зенитных ракетных войск Московского округа ПВО полковника Сергея Хатылева, обратившись к нему с вопросом: как в столице такое возможно? Он сразу же ответил:
- Мэр Москвы уже все рассказал, - и очень правильно, что московские власти ничего не стали скрывать - произошла атака беспилотников. Повреждений особых нет. Жертв тоже. Военные тоже сообщили, что в налете участвовали беспилотники самолетного типа. Все они поражены. Три подавлены средствами РЭБ и отклонились от курса, еще пять были сбиты нашими комплексами ПВО.
- Это, конечно, хорошо. Но как такое в принципе возможно: украинские беспилотники в столице? И уже не в первый раз.
- Мы ведем боевые действия. Это надо понимать. А беспилотники — это такие аппараты, которые можно где-нибудь в Подмосковье запустить с любой площадки. А какие-нибудь квадрокоптеры - вообще из любой форточки. К примеру, под Тверью недавно уже было подтверждено, что беспилотники запускались с территории Тверской области. Учтите: обнаружение таких аппаратов для ПВО — довольно сложная задача.
- Почему?
- Потому, что это — малые размеры, а значит малая эффективная отражающая поверхность. Радары больших комплексов ПВО на такие цели не рассчитаны. Скорость у таких аппаратов тоже небольшая. Они идут под прикрытием рельефа местности с его огибанием, пользуясь прикрытием всех местных объектов и сооружений, как бы прячась за ними.
Но самый существенный вопрос, конечно, в другом. В том что средств ПВО на западном направлении со стороны украинской границы, которые должны бороться с такими аппаратами, должно быть существенно больше. Нам сейчас необходимо максимально быстро наращивать выпуск таких систем ПВО.
- Однако сегодня утром взрывы от которых я проснулась, говорят о том, что эти плотники всё-таки были обнаружены силами ПВО. И не только обнаруженные но и сбиты.
- Именно так. Эти небольшие аппараты какого-то существенного урона нанести не могут. Главная задача такого налета — вызвать у людей панику. Это больше психологическое давление. Их применение таким образом можно отнести, скорее, к информационной составляющей боевых действий.
- Вы говорите, эти аппараты небольшие. Какого примерно размера?
- Ну, примерно габариты - 3-5 метров. А малые аппараты, которые с руки взлетают., имеют приблизительно размер метр на метр. Они, как правило, вертолетного типа.
Те беспилотники, которые сделаны в форме самолёта, имеют бензиновый двигатель. Они на своих подвесках могут нести и взрывные устройства, и бомбы и ракеты весом примерно от 100 до 300 кг.
- Правильно я понимаю что такие аппараты комплексы ПВО видят?
- Да видят. Но, к сожалению, на малой дальности. Поэтому бывает так, что стрельба по такому аппарату происходит уже чуть ли непосредственно над объектом.
- Судя по всему именно это сегодня утром мы и наблюдали.
- В данный момент это объективная реальность. По-другому пока никак.
- Но если мы знаем что такие объекты летят на столицу, причём уже не в первый раз, какие-то выводы из этого делаются?
- В Москве и Московской области развернуты дополнительно комплексы «Панцирь-С1». Именно те, которые предназначены для борьбы с малозаметными целями, в том числе с беспилотными летательными аппаратами. Кроме того, поставлена задача всем воинским частям, которые находятся в Московской области, вести воздушное наблюдение и докладывать об обнаружении всех чужих коптеров, беспилотников, а также имеющимися силами и средствами уничтожать их на месте.