"Не жалея бей ребенка": в Госдуме предложили вернуть в школу "Домострой"

Чем древний свод правил привлек современных российских политиков

Нет предела всякому совершенству, а совершенствованию российской системы образования - тем паче. Новой ступенькой на ее пути к теряющемуся в горних высях идеалу должно стать изучение в школах и вузах "Домостроя". В этом, во всяком случае, убежден замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Алексей Диденко. А вслед за ним, надо полагать, и вся партия. Иначе вряд ли бы первоисточником новости являлись партийные информационные ресурсы.

Чем древний свод правил привлек современных российских политиков

"Алексей Диденко считает, что в России необходимо вернуть "Домострой" в систему образования, - извещает официальный интернет-сайт ЛДПР. - Это руководство по быту и семейной жизни должно стать предметом в школах и вузах, чтобы наши граждане с детства учились строить крепкие и счастливые семьи, уточнил парламентарий".

Далее, как и полагается, следует ссылка на авторитет. А какой главный авторитет для депутата-жириновца? Правильно - нет никого авторитетнее, чем незабвенный Владимир Вольфович. "Основатель ЛДПР Жириновский много раз рассказывал молодежи о современном "Домострое" и его основах, - добавляет партийная пресс-служба. - Он мог ответить на любой вопрос из зала, объяснить процесс, дать рекомендации, которые всегда работали. Новый "Домострой" должен содержать подобные советы, чтобы помочь гражданам строить крепкие и счастливые семьи".

Мысль, в принципе, интересная и более чем своевременная. Возвращение традиционных ценностей, в нашу жизнь в целом и в школу в частности, идет полным ходом. Не так давно, к примеру, председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) предложил включить в число школьных предметов церковнославянский язык.

Но чего-то все-таки, как говорил один наш знаменитый эстрадный юморист, в супе не хватало. Не было ощущения полной гармонии. И вот наконец недостающий элемент найден, отряхнут от вековой пыли и презентован во всем его проверенном временем великолепии. Кстати, "родной", изначальный язык "Домостроя", созданного в XVI веке, как раз церковнославянский. Будет что почитать детишкам, после того, как освоят азы языка - "аз", "буки" и "веди".

Надо, правда, уточнить, что фраза "вернуть "Домострой" в систему образования" не вполне корректна. В школах "Домострой" - как предмет - никогда не преподавали. Ни в советской, ни в досоветской Руси.

Произведение это, во-первых, не вполне, мягко говоря, детское. Скажем, в главе "Свадебный чин" достаточно подробно расписано, как жених и невеста должны вести себя в первую брачную ночь: "А в это время станут служить вечерню, новобрачный снимает наряд, с новобрачной же всё снимают за занавеской. Тысяцкий со всеми поезжанами пойдет к свекру в комнаты, а в сенцах с новобрачными останутся двое дружек да две свахи, да постельничий... Новобрачный же на зипунок наденет шубу нагольную, а новобрачная в телогрее, да оба в шапках горлатных; потом они дружек и свах отпустят, оставив только тех, кто разует - а потом исполняет дело". Ну и т.п.

Кроме того, "Домострой", говоря современным языком, имел достаточно узкую целевую аудиторию. На простолюдинов, на чернь он вовсе не был рассчитан: львиная доля произведения посвящена правилам обращения с челядью, которая без обиняков называется "рабами и рабынями".

Впрочем, все это, разумеется, не может составлять препятствия для внедрения "Домостроя" в школу. Дети сегодня даже в средних классах достаточно развиты, чтобы не пунцоветь, читая "Свадебный чин", а про старшие и говорить нечего. А растущее социальное расслоение возвращает актуальность стародавним алгоритмам управления холопами. Да и самим будущим холопам - ну, не все же дети выйдут по вырастанию в господа, большая часть как раз таки не выйдет - будет полезно заранее изучить свою социальную нишу.

Смущает вот только употребленное в пресс-релизе выражение "новый Домострой", указывающее на то, что древний текст собираются исправить, отрихтовать, охолостить. Ох, не выплеснули бы с водой ребенка! Возьмем, к примеру, такие перлы древнерусской домашней педагогики:

"Наказывай сына своего в юности его и упокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей; и не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти... А увидит муж, что непорядок у жены и у слуг, или не так все, как в этой книге изложено, умел бы свою жену наставлять разным советом... А если жена науке такой и наставленьям не следует и всего того не исполняет... должен муж жену свою наказывать и вразумлять страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и с любовью наставлять...

Если слову жены или сына, или дочери слуга не внимает и наставление отвергает и не послушается... тогда плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, наедине поучить... И за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ни чем железным или деревянным не бить; кто в сердцах или с кручины так бьет, многие беды от того бывают... Плетью же в наказание осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово, но лишь за большую вину и под сердитую руку за великое и за страшное ослушание и нерадение, а в прочих случаях, рубашку содрав, плеткой тихонько побить, за руки держа и по вине смотря...

Если же виновный не признается в грехе своем и в вине, тут уж наказание должно быть жестокое, чтобы был виноватый в своей вине, а правый в правоте..."

Уж не хотят ли господа Диденко и Ко изъять эти наставления? Это, право, было бы ужасно. Со всех точек зрения. В первую очередь, разумеется, с педагогической. Для своего времени "Домострой" был весьма прогрессивным произведением, направленным на умягчение, на гуманизацию средневековых нравов. Нынешние же времена не многим уступают по суровости тогдашним. А местами, пожалуй, даже превосходят. Недаром некоторые мыслители называют нашу эпоху Новым Средневековьем.

Короче говоря, современным юношам, обдумывающим житье, вступающим в большую жизнь, тоже нелишним будет знать, что бить жен, чад и челядь по уху, по глазам, под сердце, колоть посохом, лупить железными или деревянными предметами - это плохое, неправильное поведение. Ну, при условии, естественно, что те признались "в грехе своем и в вине". В иных случаях "Домострой", как видим, рекомендует действовать по обстоятельствам.

Кроме того, если уж пошла такая пьянка, если действительно возвращаемся к былому, к корням, к традициям, то надо чтоб все, как говорится, было по честному. Надобно возвращать сии "воспоминания о будущем" не частями, а во всей их неразрывной полноте. А то получится, как у героя "Джентльменов удачи": "Тут помню, тут - ничего... Век воли не видать!". Непорядок.

А ведь есть в "Домострое" и еще более важные и актуальные вещи. Можно даже сказать, политически важные и актуальные. Скажем, такие: "Царя бойся и служи ему с верою, и всегда о нем Бога моли, тем паче не лги ему, но с почтением правду ему говори, как самому Богу, и во всем повинуйся ему... Также и князьям покоряйтесь и должную им почесть воздавайте, ибо князь послан Богом карать злодеев... Кто противится властителям, царю и князю, и всякому вельможе, и клеветою и лукавством вредит, тот божью повелению противится".

А ну как кому-нибудь придет в голову выкинуть в порядке редактирования и эти вечные ценности? Впрочем, за эту главу "Домостроя", пожалуй, все-таки можно быть спокойным. На эти заповеди не поднимется рука ни у либерал-демократов, ни у каких-либо иных представителей системной российской политики. Не говоря уже о чиновниках Минпросвещения.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру