Названы сценарии начала войны НАТО против Китая

«Не так невозможно, как мы думаем»

Центральная тема вильнюсского саммита НАТО – безусловно, конфликт на Украине, на котором зациклен коллективный Запад. Но взгляды Североатлантического альянса внимательно нацелены и на расположенный весьма далеко от заявленного в названии блока регион: на Восточную Азию, Если быть точнее – на Китай. Еще более точно – против Китая.

«Не так невозможно, как мы думаем»

«Война НАТО с Китаем? Не так невозможно, как мы думаем», – так озаглавил американский политический аналитик Харлан Уллман, считающийся автороом знаменитой концепции «Шок и трепет», свою колонку в издании The Hill.

Свою мысль насчет вероятности натовско-китайского военного противостояния он объясняет наличием у западного блока «бомбы замедленного действия, связанной со статьей 5, основой Североатлантического союза». Статья 5 гласит, что альянс будет рассматривать нападение на одного из своих членов как нападение на всех.

И вот это положение потенциально несет вероятность того, что НАТО – чисто теоретически – может оказаться в состоянии войны с Китаем. Впрочем, отмечает Уллман, может и не оказаться.

В подтверждение своих слов он предлагает экскурс в историю. В 1964 году, когда северовьетнамские торпедные катера были обвинены в том, что якобы атаковали эсминцы ВМС США, и в 1982 году, когда Аргентина высадила войска на Фолклендских (Мальвинских) островах и находилась в состоянии войны с Соединенным Королевством, статья 5 не применялась. Объясняется это тем, что статья 5 применяется только в тех случаях, когда члены НАТО подвергаются нападениям в пределах районов, контролируемых НАТО, в Северной Америке и Европе. Впервый и единственный раз НАТО применила пятую статью 12 сентября 2001 года, после того как "Аль-Каида" (запрещенная в России террористическая организация) разрушила башни-близнецы в Нью-Йорке. Соответственно, натовские войска приняли участие во вторжении в Афганистан и оккупации этой страны.

И вот Харлан Уллман возвращается к вопросу: «Как же тогда НАТО может быть втянуто в войну с Китаем?»

Возможной причиной мог бы стать Тайвань, поскольку американские адмиралы и генералы публично обеспокоены тем, что в течение этого десятилетия Китай может попытаться захватить этот остров. Несколько военных игр, проведенных вашингтонскими аналитическими центрами, использовали этот сценарий для изучения вероятных исходов – и в каждом случае и США, и Китай понесли бы очень большие потери.

Предположим, однако, что сценарий развивался именно таким образом, продолжает Уллман. В своем триллере “2034: Роман о следующей мировой войне” адмирал Джеймс Ставридис, бывший верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, и его соавтор Эллиот Акерман, описывают инцидент, в ходе которого ВМС США захватывают китайский корабль электронного наблюдения. Со временем накал страстей перерастает в обмен ядерными ударами, и Китай разрушает два крупных американских города. Что бы в этом случае сделало НАТО?

Если этот сценарий кажется чрезмерным, вот тот, который также может привести в действие статью 5, развивает свою мысль Харлан Уллман. Китай устанавливает морскую и воздушную блокаду вокруг Тайваня и издает приказ о запрете полетов или судоходства в радиусе 50 миль от Тайваня. США направляют два эсминца для проведения учений по обеспечению свободы судоходства. Военно-морской флот Китая приказывает американским эсминцам изменить курс. Американцы этого не делают. Происходит обмен предупредительными выстрелами. Это ведет к дальнейшей эскалации. Подбит китайский военный корабль. Китайские истребители атакуют военные корабли США. Двое сбиты. Один из американских эсминцев сильно поврежден.

В условиях высокой напряженности Китай запускает ракеты против Гуама и Гавайев в качестве предупреждения. Ракеты падают в океан, но недалеко от суши. США отвечают. Наконец, как и в вышеупомянутом романе, Китай наносит (в данном случае) обычный ракетный удар по континентальной части США по ракетной шахте. Бункер разрушен.

С точки зрения НАТО в обоих описанных сценариях статья 5 явно применима, заключает американский аналитик.

***

Если смотреть на возможность военного столкновения между Китаем и НАТО из сегодняшнего дня, она кажется фантастической. Но разве не казались невозможными еще несколько лет назад те вещи, которые ныне воспринимаются как обыденная реальность?

То, что натовцы пристально наблюдают за пространствами в Азии, находящимися за тысячи километров от Северной Атлантики, ни для кого не секрет.

«Этот год, вероятно, запомнится как поворотный момент в истории, поскольку он может означать появление Азиатского НАТО – многостороннего альянса безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, возглавляемого Соединенными Штатами и состоящего из их традиционных двусторонних союзников в регионе, таких как Австралия, Япония, Южная Корея и Филиппины. Эта группировка будет нацелена на Китай», – писал в мае на страницах South China Morning Post Кай Хе, профессор международных отношений и директор Центра управления и государственной политики Университета Гриффита (Австралия).

Ранее, отмечает политолог, идея азиатского эквивалента трансатлантического альянса считалась надуманной по двум причинам. Во-первых, возглавляемая США система “центра и спиц”, состоящая из ряда двусторонних альянсов США, была успешной в поддержании региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Иными словами, «азиатское НАТО» не считалось необходимым.

Во-вторых, хотя роль США как “центра” не подвергалась сомнению, отношения между “спицами” были напряженными на протяжении десятилетий. Например, исторические проблемы мешают связям между Южной Кореей и Японией, а у Японии был горький опыт отношений с Австралией во время Второй мировой войны.

Но, констатирует профессор Кай ХеЮ в последнее время геополитический ландшафт претерпел значительные изменения. В октябре прошлого года Япония и Австралия укрепили свое партнерство в области безопасности, подписав новое соглашение о безопасности. В марте президент Южной Кореи Юн Сук Ель и премьер-министр Японии Фумио Кисида встретились в Токио, чтобы положить конец торговым спорам двух стран и начать процесс сближения.

Однако наиболее значимым фактором стало усиление стратегического соперничества между Вашингтоном и Пекином после инцидента со сбитым американскими военными китайским воздушным шаром в феврале. Президент Си Цзиньпин обвинил США в попытках сдержать, окружить и подавить Китай. Кроме того, встреча президента Тайваня Цай Инвэнь и спикера Палаты представителей США Кевина Маккарти в Лос-Анджелесе еще больше обострила и без того непростые двусторонние отношения.

Недавно НАТО заявило, что углубит сотрудничество со своими четырьмя основными партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе путем укрепления связей с Австралией, Японией, Новой Зеландией и Южной Кореей в рамках так называемой Программы индивидуального партнерства (ITPP). Детали этой программы находятся еще на стадии проработки, но, вероятно, будут включать сотрудничество в таких областях, как киберпространство, противодействие дезинформации и новым технологиям. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы эти намерения воспринимать как нацеленные прежде всего на Китай и его возрастающее влияние в регионе.

Китай дал понять, что выступает против натовской экспансии в Азию, а министр обороны Ли Шанфу заявил, выступая на диалоге “Шангри-Ла” в Сингапуре, что попытки создания таких альянсов а-ля НАТО являются "способом похищения стран региона и раздувания конфликтов и конфронтации". По словам китайского министра, подобные альянсы грозят ввергнуть регион в "водоворот" конфликтов. Показательно, что комментарии Ли Шанфу прозвучали на следующий день после того, как американские и китайские военные корабли прошли в опасной близости рядом друг с другом в Тайваньском проливе.

Комментарии главы Минобороны КНР перекликаются с давней китайской критикой усилий Соединенных Штатов по укреплению альянсов в регионе и противодействию усилению Китая. Не стоит забывать, что США входят не только в НАТО, но и в альянс AUKUS (наряду с Австралией и Великобританией), а также в группу QUAD (в ней также состоят Австралия, Индия и Япония).

«Сегодняшний Азиатско-Тихоокеанский регион нуждается в открытом и инклюзивном сотрудничестве, а не в разбиении на небольшие группировки», - заявил Ли Шанфу на саммите по безопасности "Диалог Шангри-Ла".

"Нельзя отрицать, что если между Китаем и Соединенными Штатами возникнет ожесточенный конфликт или конфронтация, это принесет невыносимую боль всему миру", – констатировал китайский министр.

***

Несмотря на заверения западных представителей о том, что сотрудничество НАТО с государствами Индо-Тихоокеанского региона не ново, и не направлено против Китая, верится в это с трудом. Тем более, что западные державы и не думают скрывать свое недовольство не только усилением Пекина на региональном и глобальном уровне, но и углублением и расширением его сотрудничества с ненавистной Западу Москвой.

Не только Соединенные Штаты, но и их европейские союзники в последние годы направляли авианосные ударные группы в Азию в соответствии со своими собственными национальными интересами, и формально вне рамок НАТО.

Так, пишет гонконгское издание South China Morning Post, Великобритания направила свой авианосец HMS Queen Elizabeth в Южно-Китайское море в 2021 году и пообещала сделать это снова в 2025 году. Тем временем французская авианосная ударная группа "Шарль де Голль" в начале этого года провела учения с ВМС Индии в Индийском океане.

Еще одним свидетельством натовской заинтересованности в Восточной Азии стало приглашение на саммит альянса в Вильнюс премьер-министра Японии Фумио Кисиды, а также лидеров Южной Кореи, Австралии и Новой Зеландии. А в начале мая СМИ сообщили о планах НАТО открыть свой первый офис связи в Азии – на японской территории. Эта новость вызвала явное раздражение в Китае, где не без основания почувствовали для себя угрозу. Представитель министерства иностранных дел Китая Мао Нин заявила тогда, что в регионе не приветствуют план альянса по открытию представительства в Японии: «Мы хотим сказать, что Азиатско-Тихоокеанский регион не приветствует групповую конфронтацию, не приветствует военную конфронтацию». Представитель Пекина также заявила, что Японии следует быть "особенно осторожной в вопросе военной безопасности", учитывая ее "историю агрессии".

В Пекине отлично осознают, мягко говоря, недружелюбный интерес НАТО по отношению к себе. И отвечают соответственно.

Любопытно, что китайские аналитики увязывают пляски членов альянса вокруг фигуры генсека Йенса Столтенберга, которого решили оставить пока главой организации с тем, что его позиция Столтенберга в отношении Китая понравилась Вашингтону не только в контексте российско-украинского кризиса.

Как напомнил изданию Global Times, китайский военный эксперт и телекомментатор Сун Чжунпин, на прошлогоднем саммите НАТО, проходившем в Испании, Китай впервые был определен как "системный вызов евроатлантической безопасности" в стратегической концепции альянса. Это совпадает с определением США Китая как "величайшей опасности для американской безопасности". В апреле этого года Столтенберг раскритиковал Китай за позицию по вопросам, связанным с островом Тайвань, Гонконгом, Южно-Китайским морем, массовой слежкой и Интернетом. Натовский генсек также обвинил Китай в инвестировании в ядерные ракеты большой дальности и участии в совместном патрулировании вместе с российскими войсками.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29068 от 12 июля 2023

Заголовок в газете: Откуда у НАТО китайская грусть

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру