Названы причины Израиля опасаться войны с «Хезболлой»: «Очень умелая и передовая военная организация»

Как возникла одна из крупнейших группировок Ближнего Востока

Ведя войну на своих южных рубежах против контролирующего палестинский сектор Газа движения ХАМАС, Израиль ни на секунду не может расслабиться на севере. На ливанской границе еврейскому государству угрожают вооруженные отряды шиитской партии «Хезболла». Как она возникла, кто за ней стоит и как она может повлиять на войну Израиля с хамасовцами – попробуем разобраться.

Как возникла одна из крупнейших группировок Ближнего Востока

Напряженность вдоль границы Израиля с Ливаном очень высока – за последние дни были зафиксированы боестолкновения, приведшие к ряду смертельных случаев. Противотанковая ракета, выпущенная с ливанской территории, упала в городе Метула на севере Израиля. Силы обороны Израиля ответили артиллерийскими и авиаударами. Десятки деревень к югу от границы были эвакуированы.

Эксперты с самого начала нынешней эскалации наперебой предупреждают: если лидеры «Хезболлы» (или, что более вероятно, Тегеран) примут решение в пользу эскалации текущих боевых действий на низком уровне, это может привести к кровавому и сложному конфликту на два фронта для Израиля и, следовательно, - потенциально - к региональному пожару, поскольку в него будут вовлечены Сирия, Иран, США и другие действующие лица.

При этом некоторые аналитики полагают, что «Хезболле» с ее «идеей фикс» насчет уничтожения Израиля, есть что терять в случае полномасштабного конфликта. Многие наблюдатеои предполагают, что "Хезболла" в течение некоторого времени стремилась спровоцировать короткую, ограниченную войну, но хочет избежать более масштабного столкновения с израильтянами. «Однако все согласны с тем, что в такой напряженной обстановке существует значительный риск фатального просчета», – констатирует издание The Guardian.

Одним из дополнительных факторов стало массированное присутствие американских войск, которые направленных в регион Восточного Средиземноморья с явным намерением запугать «Хезболлу» и ее покровителей в Тегеране.

Что произойдет, когда начнется ожидаемое наземное наступление Израиля на Газу, - это другой вопрос. Представитель “Хезболлы” охарактеризовал ее нападения как «предупреждение» Израилю, в то время как высокопоставленные деятели "Хезболлы" неоднократно заявляли, что группировка не будет оставаться в стороне. Да и в Иране с высоких трибун прозвучали предупреждения, что “вероятное распространение войны на другие фронты приближается к неизбежной стадии”.

***

Отношения между «Хезболлой» и палестинским ХАМАС не всегда простые. Ливанская шиитская группировка вдохновляется идеями иранской исламской революции, тогда как корни ХАМАС – в суннитском движении «Братья-мусульмане» (запрещенная в РФ террористическая организация). Гражданская война в Сирии усугубила противоречия группировок. Хамасовцы отказались поддержать правительство алавита Башара Асада, тогда как шиитские ополченцы из Ливана сражались на его стороне.

Правда, противоречия не мешают представителям «Хезболлы» и ХАМАС (и, как утверждают на Западе, иранским силовикам) регулярно проводить между собой консультации. В конце концов, у них всех есть общий враг – Израиль.

«Хезболла» (название переводится как «партия Бога») контролирует большую часть шиитских районов Ливана: южный Бейрут, южный Ливан и восточную долину Бекаа.

И чтобы понять специфику этой группировки, надо понять особенность конфессионального устройства «страны кедра». В Ливане официально признаны 18 религиозных конфессий: христиане-марониты, греко-православные, греко-католики, армяно-григориане, армяно-католики, сирийские православные-яковиты, сиро-католики, римские католики, копты, евангелические христиане, халдеи-католики, ассирийская церковь Востока, шииты двенадцати пророков, сунниты, исмаилиты, друзы, алавиты, иудеи. Если по переписи 1932 г., христиане составляли 55% населения, то уже спустя 70 лет большинство населения Ливана (около 60%) было представлено мусульманами. Но в стране продолжает сохраняться введенное давным-давно распределение высших государственных постов, не соответствующее реальной структуре общества: пост президента может занимать христианин-маронит, пост премьер-министра – суннит, шиитам отведен лишь пост спикера ливанского парламента. Но такое положение никак не отвечает чаяниям все возрастающей в количественном отношении шиитской общины Ливана, постепенно превращающейся из меньшинства в самую многочисленную общину страны. При этом шииты считаются одним из беднейших сообществ в Ливане (не считая разве что палестинских беженцев).

Израильское вторжение в Ливан в 1982 году стало толчком к пробуждению политической активности ливанских шиитов. Да и исламская революция в шиитском Иране тоже сыграла свою роль.

К слову, изначально ливанские шииты не отличались особой воинственностью по отношению к Израилю. Напротив, они даже на каком-то этапе рассматривали израильское вторжение в Ливан как возможность избавиться от неудобного для них соседства с базами Организации освобождения Палестины и лагерями палестинских беженцев. Однако после того как израильтяне блокировали в ходе конфликта доступ шиитов к рынкам на севере страны и за рубежом (что крайне неблагоприятно сказалось на социальной ситуации и местных экономических интересах), они начали пересматривать свое отношение к Израилю.

На этом фоне в долину Бекаа прибыли эмиссары иранского «корпуса стражей исламской революции», которые, судя по всему, поспособствовали возникновению вокруг радикально настроенных шиитских священнослужителей «партии Аллаха». Целью она провозгласила создание исламской республики. В своем манифесте «Хезболла» декларировала: «Мы отвергаем и СССР, и США, и капитализм, и коммунизм – как одинаково неспособные заложить основы справедливого общества». И действительно ливанские боевики-шииты не только сотнями убивали американских морпехов, но и участвовали в похищении дипломатов из Советского Союза. А одним из главнейших противников новой партии был объявлен Израиль, который в пропаганде группировки именуется не иначе как «незаконным сионистским образованием», подлежащим уничтожению.

И за прошедшие десятилетия антиизраильская риторика не изменилась. Зато политический вес «Партии Бога» вырос в разы.

Сегодня «Хезболла» считается одним из наиболее важных исламистских движений на Ближнем Востоке. Базируясь в Ливане, она имеет не только мощное военное крыло, которое в настоящее время находится в центре внимания, но также является политической партией, обладающей огромным влиянием, телевизионными станциями и обширной сетью социальных служб, включая клиники и школы. Обширные деловые интересы «Хезболлы» (как законные, так и незаконные) приносят движению сотни миллионов долларов.

Этот широкий спектр ресурсов и ее тесные связи с Ираном и Сирией помогли "Хезболле" преодолеть множество проблем за время ее 40-летнего существования, отмечает журналист-международник из The Guardian Джейсон Берк.

Корпус стражей исламской революции Ирана сыграл ключевую роль в самом начале существования организации.

Для Тегерана «Хезболла» – это не только форпост в противостоянии «сионистскому режиму» Израиля, но и инструмент распространения иранского влияния. Благодаря «Хезболле» Иран получает возможность выстроить своеобразный "шиитский пояс" противостояния Западу и Израилю – от границ с Центральной Азией – через шиитское большинство Ирака до Восточного Средиземноморья.

За десятилетия своего существования «Хезболла» превратилась из одной из многих политических группировок Ливана в мощного регионального игрока – это проявилось, в частности, во время гражданской войны в Сирии, где шиитские бойцы помогали в самый критический момент Башару Асаду выстоять в боях с джихадистами из «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация) и иже с ними. Как сообщается в западной прессе, специалисты «Хезболлы» были направлены и в Ирак для подготовки шиитских ополченцев, и в Йемен для работы с повстанцами-хуситами.

Для того чтобы из немногочисленного и не слишком сильного шиитского движения, из внутриполитической силы «Хезболла» превратилась фактически в субъект не только региональной, но даже мировой политики, потребовалось сравнительно немного времени.

***

В ряде стран (включая США и Израиль) «Хезболла» признана террористической организацией. И для этого у них, надо полагать, есть резоны. С момента основания партии группой радикальных шиитских священнослужителей в 1982 году «Хезболлу» обвиняли в крупных и кровавых актах насилия в Ливане против Израиля. Впрочем, одной только ливанской землей деятельность группировки не ограничивалось, а среди мишеней ее атак были не только израильтяне.

Так, в октябре 1983 года, через неделю после того, как во время шиитского праздника Ашура в южноливанской населенном пункте Набитие в результате конфликта израильских военных с толпой шиитов погибли два шиита, в Бейруте террорист-смертник на заминированном грузовике устроил взрыв казармы американских морских пехотинцев (погиб 241 человек).

Параллельно – примерно в это же время – прогремел взрыв в здании, где находились французские парашютисты из многонациональных сил (погибли 58 солдат). Спустя еще 10 дней была взорвана заминированная машина в штаб-квартире израильских военных в Тире (убиты 29 израильских военнослужащих).

Следствием этих атак смертников стал вывод многонациональных сил с ливанской территории, а в конечном счете и уход израильских оккупационных войск из Южного Ливана. Более того – эти взрывы произвели неизгладимое впечатление как на мировое общественное мнение, так и на террористические организации по всему миру (прежде всего исламскому). Эксперты по терроризму рассматривают «Хезболлу» как первопроходца в области массовых нападений террористов-смертников. Увы, эта кровавая «мода» была подхвачена массой подражателей – и докатилась до нашей страны...

Желающие составить себе представление о деятельности «Хезболлы» могут посмотреть относительно свежий мини-сериал «Призраки Бейрута» об одном из самых известных деятелей группировки Имаде Мугние. Там очень ярко показаны упомянутые выше и другие акции боевиков.

«Хезболла» действовала не только на Ближнем Востоке. В отместку за ликвидацию израильскими ВВС одного из лидеров движения Абаса Мусави группировка устроила в 1992 году атаку смертника против израильского посольства в Буэнос-Айресе (погибли 29 человек), а в 1994 г. осуществила еще одну атаку в аргентинской столице против здания местной еврейской общины (было преподнесено как месть за воздушный удар израильтян по учебному лагерю «Хезболлы» в Ливане).

В последние десятилетия «Хезболла» не прибегает к громким терактам. Эта партия, объявив, что она не террористическая организация, а «ополчение добровольцев», демонстрирует способность трансформироваться в сторону мейнстрима. Но с точки зрения Израиля, вражеская сущность ливанской группировки никуда не делась. Более того, летом 2006 года именно «Хезболла» была главным противником израильской армии во время очередной войны в Ливане – войны, которая не закончилось, между прочим, однозначной победой ЦАХАЛ. Неслучайно и то, что объекты «Хезболлы» становились не раз объектами ударов израильтян на территории соседней Сирии.

И у Израиля есть тысячи причин опасаться «Хезболлы».

«Недавнее видео, демонстрирующее тренировки боевиков со снайперскими винтовками, лыжами и скиду в горах Ливана, возможно, несколько преувеличило военные возможности "Хезболлы", но мало кто из аналитиков сомневается в том, что они значительны», – отмечает Джейсон Берк из The Guardian.

По словам Навида Ахмеда, независимого аналитика из стран Персидского залива, специализирующегося на "Хезболле", численность ливанской военизированной шиитской группировки составляет 20 тысяч бойцов, многие из которых хорошо обучены и хорошо вооружены. Более того, численность отрядов может быть быстро расширена за счет привлечения еще 30 тысяч человек, а затем дополнительно укомплектоваться менее хорошо подготовленными вспомогательными силами.

Многие командиры «Хезболлы» приобрели полезный опыт в боях в Сирии, где организация массово развернула свои силы для укрепления режима Асада, и эксперты говорят, что оплот «Хезболлы» на юге Ливана теперь защищен системой глубоких бункеров, туннелей и подземных складов хранения.

Также «Хезболла» располагает огромными запасами ракет большой дальности, которые могут нанести удар практически по любой точке Израиля и пробить защитные щиты, разрушив важнейшую инфраструктуру, а также поразив населенные пункты. Недавние израильские авиаудары по Сирии, вероятно, были направлены на то, чтобы воспрепятствовать дальнейшим поставкам «Хезболлы» из Ирана, отмечает The Guardian.

«Они вооружаются до зубов, – утверждает эксперт Навид Ахмед. – У них есть запасы ракет, много артиллерийских снарядов... У них есть беспилотники дальнего радиуса действия, способные нести полную полезную нагрузку. Это очень умелая и передовая военная организация благодаря ее опыту в Сирии».

Сюжет:

Война Израиля и Палестины 2023 - последние новости на сегодня

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29143 от 25 октября 2023

Заголовок в газете: Второй фронт Израиля

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру