«Украина будет в ЕС», – пафосно заявил в своем вечернем обращении во вторник президент Украины Владимир Зеленский накануне публикации пакета расширения Еврокомиссии. Такая уверенность украинского лидера в будущем успехе появилась явно на фоне множества публикаций в западной прессе, в которых утверждалось, что ЕС даст старт процессу вступления в блок как Украины, так и Молдавии.
В промежуточном отчете был высоко оценен прогресс двух этих стран в отношениях с Европейской комиссией. Блок пришел к выводу, что Украина завершила две из семи реформ с хорошим или некоторым прогрессом по пяти другим. От Молдавии же потребовали провести реформы в девяти областях.
Уже в среду, 8 ноября, Еврокомиссия рекомендовала начать официальные переговоры о членстве с Украиной и Молдовой, что глава ЕК Урсула фон дер Ляйен назвала историческим шагом.
Но тут очень важно обратить внимание на детали. В 1200-страничном докладе о будущем расширении блока из 27 членов ЕС сказано: переговоры должны быть официально начаты после того, как Киев выполнит оставшиеся условия, связанные с усилением борьбы с коррупцией, принятием закона о лоббировании в соответствии со стандартами ЕС и усилением гарантий для национальных меньшинств.
Как пишет The Guardian, эта рекомендация стала важной вехой на пути Киева к западной интеграции и геополитическим гамбитом для Запада.
Решение должно быть ратифицировано премьер-министрами стран-членов ЕС на саммите в декабре. Отмечается, что это может в конечном итоге привести к самому большому расширению блока с 2004 года, когда в ЕС вступили сразу 10 стран (включая Польшу, Чехию, страны Прибалтики и Венгрию).
Рекомендации вошли в отчет о ходе реформ, которые необходимо провести 10 странам, которые обратились с просьбой о вступлении в ЕС, включая шесть балканских государств и Грузию.
Кстати, Еврокомиссия рекомендовала Евросовету предоставить Грузии статус страны-кандидата при том понимании, что «будут проведены определенные реформы».
Премьер-министр Молдавии Дорин Речан практически моментально написал в социальных сетях, что «решительно приветствует» решение Комиссии: «ЕС – это больше, чем союз. Это семья, к которой мы полны решимости присоединиться. Мы продолжим напряженную работу, чтобы соблюсти условия и добиться ощутимого прогресса».
Вице-премьер Украины Ольга Стефанишина, успевшая накануне отчитать фон дер Ляйен за то, что та оценила выполнение Незалежной всех условий для вступления в блок на 90%, тоже разразилась радостными восклицаниями: «Комиссия ЕС рекомендует начать переговоры о членстве с Украиной. Это результат огромного труда, проделанного страной в условиях конфликта. Скоро появятся новые комментарии и размышления, в том числе о следующих шагах».
Президент Зеленский назвал это «сильным историческим шагом, который прокладывает путь к более сильному ЕС с Украиной в качестве его члена». Украинский президент также поблагодарил главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен «за поддержку Украины на пути к ЕС».
Поблагодарила «европейскую семью» и Грузия. Премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что решение «заслуженно», а его страна «благодарна» и «взволнована».
Но ни одна из этих стран не обращает (или не видит) главного – все это будет обсуждаться в декабре, а самим государствам необходимо «довыполнить» поставленные европейским блоком условия.
Еврочиновники, пишет западная пресса, подтвердили: рекомендация начать переговоры о вступлении с Украиной и Молдавией «безусловна». Но они же напоминают, что обеим странам было предложено завершить уже начатые реформы, прежде чем начнутся серьезные переговоры. Комиссия полагает, что обе страны смогут сделать это к марту. Обратите внимание – «к марту». А обсуждать всерьез должны в декабре… Получается, вступление откладывается.
Как уже указывалось, Украину просят завершить реализацию мер по борьбе с коррупцией, приняв некоторые уже принятые законы и внеся ряд изменений в системы декларирования активов, действующие в настоящее время для госслужащих.
Еврокомиссия также хочет, чтобы орган, контролирующий список деклараций об активах, получил дополнительные полномочия по пересмотру, если появятся новые доказательства конфликта интересов среди политиков.
К слову, Молдавию называют «лидером» с точки зрения скорости реформ, необходимых для полного соответствия требованиям ЕС.
Будем честны, не только в кабинетах Киева и Кишинёва мечтают о своем будущем в ЕС. В очереди на полноценное членство стоит мощный блок балканских государств.
Урсулу фон дер Ляйен в ходе беседы с журналистами даже уличили в сопротивлении вступлению в Евросоюз той же Боснии и Герцеговины. Глава ЕК, конечно, это отрицала: «Мы открываем дверь очень широко. Мы приглашаем Боснию и Герцеговину пройти через нее».
А вот о Черногории было сказано четко: ее «прогресс в реформах по вступлению в ЕС в значительной степени застопорился», поскольку страна «страдает от глубокой поляризации и политической нестабильности»: «ЕС приветствует конституцию нового парламента и формирование правительства, которое, как мы ожидаем, быстро продемонстрирует свой потенциал и приверженность пути Черногории в ЕС и осуществит реформы, связанные со вступлением в блок».
Еще одной претендентке на членство – Сербии – не хватило «согласованности внешней политики». И здесь просто удивительно прямолинейная вещь: ЕК подчеркнула, что Белграду необходимо согласовывать европейскую внешнюю политику, в том числе, когда дело касается взаимодействия с Москвой.
«Сербии необходимо в приоритетном порядке улучшить свое соответствие общей внешней политике и политике безопасности ЕС, включая ограничительные меры и заявления в отношении России», – отмечается в отчете ЕК.
В документе напоминают, что для нормализации отношений Сербии с Косово, несмотря на достигнутое соглашение, стороны еще не приступили к выполнению соответствующих обязательств, которые «представляют ключевую часть их европейского пути».
Кстати, в очереди еще осталась и Турция. ЕК в отчете делает такой вывод: Турция остается ключевым партнером Европейского союза и страной-кандидатом, но переговоры о вступлении остаются в тупике с 2018 года в соответствии с решением Европейского совета. «Страна не изменила негативную тенденцию выхода из Европейского союза и в ограниченной степени проводила реформы, связанные с вступлением».