Украина не выполнила поставленные Еврокомиссией условия
На любую страну-кандидата на вступление в Евросоюз ложится груз требований, выдвинутый Еврокомиссией. У Украины этот груз один из самых объемных. Так, еще в 2022 году ЕК обнародовала постановление по заявке страны на вступление в ЕС.
Требований было семь: продолжение судебной реформы, реализация реформы Конституционного суда, принятие законов, препятствующих коррупции (в том числе назначение руководителя специализированной антикоррупционной прокуратуры), борьба с отмыванием денежных средств, принятие антиолигархического закона, изменение пунктов в законодательстве о национальных меньшинствах, согласование аудиовизуального законодательства с европейским.
Кстати, еще одним из требований была свобода СМИ, о которой говорят вскользь, но это тоже своего рода препятствие, учитывая скорость закрытия на Украине каналов с альтернативной точкой зрения. Помимо этого, Киев все еще работает над антиолигархическими мерами и пунктом о правах нацменьшинств.
Что важно – переговоры должны начаться в декабре, но этот процесс довольно долгий. Так, с момента начала формальной процедуры переговоров, которую пообещали Украине, сторонам предстоит проработать 35 так называемых глав, охватывающий объемный блок вопросов (от окружающей среды до финансовых рынков). Это необходимо для оценки соответствия украинского законодательства и правовых стандартов нормам ЕС.
Обо всем этом Еврокомиссия пообещала доложить Совету ЕС к марту 2024 года. За такой короткий срок Киев вряд ли сможет выполнить все поставленные условия, а Еврокомиссия соответственно вряд ли одобрит вступление, учитывая эти зияющие дыры.
Украина находится в состоянии конфликта
Продолжающийся конфликт – важное препятствие для вступления любой страны в Евросоюз. Дело в том, что текущее противостояние фактически исключает возможность трезво оценить территориальный состав страны, а также количество проживающих в государстве людей.
Не на пустом месте из европейского блока все чаще доносятся призывы к Киеву начать мирные переговоры с Россией.
Так, президент Чехии Петр Павел заявил: «Переговоры могут начаться в следующем году, поскольку развитие событий не указывает на то, что украинская сторона получит военное преимущество. Время сейчас играет в пользу России, которая имеет более сильную мобилизационную базу для живой силы. Выиграв время, она также сможет пополнить материальную базу». Он также добавил, что для Украины ситуация складывается не лучшим образом.
В МИД Венгрии тоже заявили, что Украина не должна быть принята в Евросоюз, пока там не прекратится вооруженный конфликт, иначе он рискует распространиться на всю Европу. По его словам, расширение ЕС «должно быть направлено на сохранение мира, а не на привнесение войны в Евросоюз».
И действительно, одно дело предоставлять материальную и техническую поддержку (что, к слову, в Европе делается уже не с таким энтузиазмом, как раньше), а совсем другое дело «вписываться» за члена блока по полной. Кстати, насчет территориального состава тоже важно помнить. Например, Сербию не принимают в Евросоюз, ставя условием решение вопроса с непризнанным Косово. Этот край балканское государство считает своей частью, что расходится с восприятием этой проблемы европейским блоком.
Плюс ко всему, восстановление Украины тоже ляжет на плечи блока, у которого с финансами не сказать, что слишком хорошо.
Экономический балласт
Не секрет и не преувеличение, что Украина – одна из самых бедных стран-претендентов на вступление в ЕС. Еще до официальной рекомендации о начале переговоров, газета Financial Times подсчитала, что евроинтеграция Незалежной позволит ей получать 186 миллиардов евро из бюджета блока в течение семи лет.
Согласно данным издания, эта сумма также будет включать: 96,5 миллиардов евро в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС и 61 миллиард евро из фонда сплочения ЕС. В общей же сложности расширение сообщества обойдется Брюсселю в 256,8 миллиарда евро.
По расчетам самой Еврокомиссии, Украине как члену блока придется отдавать около восьмой части союзного бюджета, или почти 200 миллиардов евро.
Это значит лишь одно – страны-выгодополучатели станут странами-кошельками. Им придется больше платить и меньше получать из бюджета ЕС, а основной груз «спонсорства» ляжет на Германию, Францию и Нидерланды.
Париж и Берлин не просто так стали продвигать свой план структурных реформ Евросоюза. Авторы представляют себе модель ЕС в виде четырех концентрических кругов: Внутренний круг, Евросоюз, Ассоциированные члены, Европейское политическое сообщество. Было предложено упорядочить структуру ЕС с помощью сокращения числа комиссаров и членов Европарламента, а также отмены возможности национального вето. Подобная реформа, как объясняет зарубежная пресса, не позволит одной или нескольким странам «блокировать стратегические решения международного уровня и снижать геополитический вес Евросоюза».
The Guardian в одном из своих аналитических материалов тоже обратила внимание на этот вопрос. Газета констатирует: бюджетные последствия предоставления членства группе гораздо более бедных стран будут тяжелым испытанием для государств-членов, которые являются чистыми получателями средств ЕС. Размещение такой огромной аграрной экономики, как украинская, также станет стресс-проверкой на прочность общей сельскохозяйственной политики.
Претензии и условия стран-членов блока
Для приема новых стран в «европейскую семью» необходимо согласие всех членов блока. Этим Евросоюз похвастать не может. Главным противником приема Незалежной в союз традиционно и объяснимо является Венгрия.
Глава канцелярии венгерского премьер-министра Гергей Гуйяш на следующий день после решения Еврокомиссии заявил: «Украина не соответствует необходимым критериям. Поэтому нет никаких возможностей начать с ней переговоры».
Сам премьер-министр страны Виктор Орбан неоднократно напоминал: если Украина хочет вступить в Евросоюз, она должна гарантировать права национальных меньшинств в своей стране.
Слоев этой проблемы несколько. Согласно статистическим данным, большинство этнических венгров проживает в Закарпатской области Украины. В одном только этом регионе, согласно переписи населения на конец 2022 года, проживает 150 тысяч венгров (12% населения региона). В Житомирской области проживает 50 тысяч венгров, в Хмельницкой – 23 тысячи, Львовской – 18 тысяч.
Опуская более ранние обострения венгерско-украинских отношений на почве национальных меньшинств, после госпереворота на Украине в 2014 году Орбан потребовал от официального Киева предоставить автономию и двойное гражданство для проживающих в Карпатском регионе венгров. Позже между странами разразился скандал из-за выдачи венгерским консульством венгерских же паспортов украинским гражданам (украинское законодательство запрещает двойное гражданство). Все вылилось в высылку консулов.
Но основная проблема возникла в 2017 году. На Украине был принят закон «Об образовании», значительно ограничивший использование языков национальных меньшинств в образовательной сфере. Это вызвало справедливый протест не только в России, но и в Венгрии и ряде других стран.
На этом основании Будапешт ясно дал понять: страна не будет проявлять солидарность с Украиной и не будет «способствовать участию Украины ни в какой международной интеграции и заключать с ней какие-либо существенные двусторонние договоры, пока этот вопрос не будет решен».
Свои условия Украине поставила и Польша. Заместитель министра иностранных дел страны Павел Яблонский в эфире радио ZET заявил, что Украина не сможет вступить в Европейский союз, пока не будут эксгумированы останки жертв Волынской резни: «Без решения этого вопроса Киеву не стоит и мечтать о присоединении к ЕС».
Выступили против приема Украины в блок и Нидерланды. Европарламентарий Марсель де Грааф после публикации отчета Еврокомиссии о расширении ЕС едко написал на своей странице в социальной сети: «Никаких выборов. Никакой оппозиции. Никакой свободы прессы. Никакой свободы вероисповедания. Работающие на фермах дети. Торговля детьми. Совершение военных преступлений. ЕС: «Да, Украина готова к переговорам о вступлении»».
Очередь в Евросоюз может возмутиться
Помимо Украины на вхождение в ЕС претендуют и другие страны. В их числе Молдавия, Грузия, Турция и целый блок стран Западных Балкан. Все они уже не первый год усиленно выполняют требования Еврокомиссии, но все еще не являются частью блока.
Еще в 2022 году недовольный голос этих стран стал слышаться более отчетливо. После спешного предоставления блоком статуса кандидатов на вступление в Союз Молдавии и Украине, возмутился премьер Албании Эди Рама. Да и многие на Балканах оказались разочарованы таким откровенным игнорированием еврочиновниками этих стран, которые десятилетиями послушно ждут очереди.
«Расширение Евросоюза – это полностью жульнический процесс. Как только что-то происходит в странах-кандидатах, всё снова уходит на новый круг. Я испытываю грусть и разочарование Евросоюзом. В этом доме что-то очень не в порядке», – заявил тогда Эди Рама.
При этом он призвал Украину перестать питать иллюзии о быстром вступлении в ЕС. «Северная Македония – уже 17 лет кандидат, Албания – девять», – добавил он тогда. Несложно догадаться, что мириться с быстрым вступлением Незалежной в организацию эти страны не будут. А это вполне может спровоцировать бунт на европейском корабле, который уж точно не нужен еврочиновникам.