Корпорация Northrop Grumman пока идет в графике. Она обещала первый полет B-21 до конца года, и вот, пожалуйста. B-21, выполненный по схеме «летающее крыло», относится к самолетам 5-го поколения.
ВВС США рассчитывают получить первые B-21 к 2025 году. Пентагон заказал 145 таких самолётов. Стоимость одного – за $800 млн. Для сравнения, цена одного истребителя 5-го поколения F-35 – порядка $100 млн.
Бывший руководитель фирмы «Ильюшин» Алексей Рогозин сообщил, что в испытаниях участвуют шесть опытных образцов. По его словам, окончательная цена на B-21 может сильно вырасти. Он напомнил, что когда ВВС США заказывали бомбардировщики в 1980-х годах, они планировали купить 132 самолёта по цене около $500 млн за самолет. Но в итоге были построены всего 21 бомбардировщик по $2 млрд за штуку.
Военный эксперт Илья Крамник, оценивая B-21, отметил, что он интересен в первую очередь не своей ролью в ядерной триаде, ка5к носитель ядерного оружия. «Здесь он принципиально ничего не поменяет, кроме некоторого роста устойчивости авиационного компонента», - отметил эксперт.
По его словам, новый самолет интересен прежде всего как носитель обычных вооружений, в том числе гиперзвуковыми ракет ARWW, которые пока в стадии испытаний, но могут появиться у США. По словам Крамника, такой носитель, выполненный по технологии малой радиолокационной заметности, может дать «обширный набор возможностей в перспективных региональных конфликтах, особенно при интеграции в единую сеть боевого управления».
Малозаметный самолет может прорвать ПВО и применить специфические противбункерные бомбы GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator.
«Если говорить о сценариях возможных локальных конфликтов с американским участием, - отметил Крамник, - то для стран, располагающих флотом, довольно неприятным может оказаться применение управляемых мин типа Quickstrike для блокирования военно-морских баз, а также узких проходов и проливов. С комплектом JDAM-ER дистанция постановки растет за 90 км, сброс таких изделий с малозаметной машины на таком расстоянии трудно обнаружить и это может быть паршивым сюрпризом».
При этом, отмечают эксперты, давно обещанный российский бомбардировщик пятого поколения, известный как ПАК ДА – перспективный комплекс дальней авиации – пока не был представлен даже в виде макета. «Наш, самый современный Ту-160 первый раз поднялся в воздух больше 40 лет назад. Надо догонять», - заключил Fighterbomber.