Политолог Марков раскритиковал идею новых поправок в Конституцию

«Какой смысл что-то менять, если прямого действия на жизнь это не оказывает?»

12 декабря российская Конституция отмечает юбилей — 30 лет. Основной закон — штука стабильная. За три десятилетия он лишь раз претерпел изменения. Но сейчас вновь то и дело раздаются голоса, предлагающие что-то переписать, добавить или убрать. Из последнего — предложение главы СКР Александра Бастрыкина прописать в Конституции идеологию.

Надо ли перекраивать фундамент российской правовой системы, повинуясь трендам сегодняшней политики? Или разумнее к Конституции относиться по принципу «не сломалось — не чини»? Своим взглядом на этот счет с «МК» поделился политолог Сергей Марков.

«Какой смысл что-то менять, если прямого действия на жизнь это не оказывает?»

Российскую Конституцию писали очень умные люди, сразу подчеркнул Сергей Марков. Так что если кому-то кажется, что основной закон по каким-то фронтам «провисает» — это не вина ее авторов.

Конституции РФ свойственен уникальный парадокс: она прекрасно работает, но по ней мало кто живет. Это вполне объяснимо, считает политолог.

— У власти в России находятся юристы. Владимир Путин юрист, Дмитрий Медведев юрист. Каждый пятый, если не каждый третий — юристы. У руководства нашей страны одно время был тренд на повышение уровня правовой грамотности среди граждан. Но абсолютное большинство населения России не юристы. Они в очень большой степени живут не по законам, — говорит Марков.

Эксперт подчеркнул, что «не по закону» вовсе не значит противозаконно. Просто жизнь складывается так, что написанное в законах — это одно, а реальность — немного другое.

По мнению политолога, на то есть три главных причины. Первая — во всем мире сейчас происходит кризис юридических систем.

— Мир меняется очень быстро, юридические системы не успевают. Они отстают от развития общества, — говорит эксперт.

Так что если кому-то в России кажется, что какой-то закон, в том числе и основной, далек от совершенства, — точно так же кажется и кому-то, скажем, в Германии, Норвегии, Индии или США. Мир живет по правилу «Алисы в стране чудес»: «Надо бежать со всех ног, лишь бы остаться на прежнем месте. А если хочешь попасть в другое место, придется бежать вдвое быстрее». Законы с такой скоростью меняться не могут, особенно такие фундаментальные, как Конституция. Вот и возникает некий диссонанс.

Вторая причина — наша, родная Конституция не такая уж и «наша». И это тоже многое объясняет.

— Конституция 1993 года срисована с Европы. Получилось настолько хорошо, что наша реальная жизнь в нее не вписывается, — объяснил Сергей Марков.

Это, кстати, проблема не только основного закона страны. Недугом излишней идеальности страдают и более приземленные, отраслевые законодательные акты. В качестве примера Марков привел законодательство о детских лагерях отдыха, детских садах и гостиницах. В законах все было прописано настолько классно, четко и идеально, что мизерное количество реально существующих «на земле» объектов смогли соответствовать этим законам. Пришлось выкручиваться: не дотягивающие до высокой планки закона детские сады стали называться «детскими клубами», а для отелей законодателям пришлось в спешке изобретать новый термин — «гостевые дома».

— Реальная жизнь идет своим чередом, законодательство — своим. На практике они довольно редко пересекаются, — отметил Сергей Марков.

Подливает масла в огонь и внедрение искусственного интеллекта в правоприменение. Например, штрафы на дорогах уже вовсю выписывает ИИ. С таким рывком научно-технического прогресса устареет даже такая идеальная и грамотно выстроенная конструкция, как российская Конституция.

Но даже если основной закон где-то и устарел, это вовсе не значит, что надо сломя голову его менять, уверен эксперт.

— Какой смысл что-то менять, если прямого действия это на жизнь не оказывает? Кроме того, наша Конституция очень хорошо написана. Люди, которые входили в конституционную комиссию, все очень грамотные и квалифицированные. Они использовали лучший мировой опыт. У нас одна из лучших конституций в мире. Зачем ее менять? — философствует эксперт.

Внесенные в 2020 году в Конституцию изменения Марков связывает с накопившимися в правоприменении лакунами и потенциально опасными для государства пробелами.

— Возникли новые реалии — угроза суверенитету. 30 лет назад, когда принималась Конституция, об этом даже никто не думал, — отметил политолог.

Что касается предложений прописать в Конституции, например, идеологию, то это эксперт считает излишним. Гораздо лучше, чтоб идеология формировалась «снизу», исходила от самого общества и принималась его большинством. У нас такая идеология есть, уверен аналитик.

— У нас есть идеология. Например, гуманизм. Это значит, что человек является главным. Не кошки, не природа, не чиновники, а именно человек. Далее, для человека важна свобода. Это уже либерализм. Для человека важна справедливость, чтобы вне зависимости от его достатка и статуса он мог получить образование — это из социализма, — говорит политолог.

Не требуются поправки в Конституцию и для того, чтобы другие законы лучше работали. Для этого нужно не переписывать основной закон, а сделать так, чтобы вся правовая система работала лучше, полагает Марков:

— Во-первых, законы не должны быть абстрактно хорошими. В Италии при Сильвио Берлускони была создана комиссия по упрощению законов. У нас тоже должна быть такая постоянно работающая комиссия. В некоторых законах ведь даже юристы разобраться не могут. Наконец, нужно не столько наказывать нарушителей законов, сколько давать людям возможность их не нарушать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29176 от 12 декабря 2023

Заголовок в газете: Не сломалось — не чини

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру