«Покарает всемирным пожаром»: профессор Жданов связал грядущие американские выборы с тремя войнами

Выявилась разница подходов Вашингтона к конфликтам на Украине и в Газе

Выявилась разница подходов Вашингтона к конфликтам на Украине и в Газе

Американцы впервые столкнулись с ситуацией, когда от результатов президентских выборов напрямую зависит развитие и исход двух военных конфликтов - на Ближнем Востоке и на Украине. А в любой момент может начаться и третий – война в районе Тайваня, которая будет тоже связана с выборами президента. Только уже - этого острова. Какие пути решения этих проблем ищут в США, да и ищут ли вообще, рассказал доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.

– Юрий Николаевич, судя по последним сигналам, США уже не столь однозначно поддерживают Израиль?

– Между США и Израилем растут разногласия по поводу жертв среди гражданского населения, продолжительности войны, возникшей после террористического нападения ХАМАС на Израиль 7 октября, снижения глобальной поддержки кампании Израиля и того, кто будет управлять сектором Газа после окончания боевых действий.

По данным органов здравоохранения Газы, в секторе погибло около 20 тысяч человек, многие из которых - в результате израильских авиаударов. Утверждается, что большинство погибших составили женщины и дети.

– Но в Израиле не очень склонны прислушиваться к мнению Газы…

– Есть и другие источники. Так, The New York Times) пишет, что, по оценкам разведки США, почти половина боеприпасов класса «воздух-земля», которые Израиль применил в секторе Газа, были неуправляемыми. Это, по мнению представителей Пентагона, объясняет большое число погибших среди гражданского населения.

Даже высокоточные боеприпасы, которым военные США отдавали предпочтение в своих кампаниях в Ираке, Сирии и Афганистане, привели к большим жертвам среди гражданского населения. Неуправляемые боеприпасы — так называемые неуправляемые бомбы — представляют еще большую угрозу для гражданского населения, говорят аналитики.

А еще на днях международная правозащитная организация Human Rights Watch обвинила Израиль в использовании голода среди гражданского населения в качестве оружия в войне в секторе Газа против ХАМАС, блокировании поставок продовольствия, воды и топлива, а также в создании препятствий доступу гуманитарной помощи.

Правозащитники заявили, что действия Израиля могут представлять собой военное преступление и процитировали статут Международного уголовного суда, который квалифицирует как военное преступление акт «намеренного использования голодания гражданского населения в качестве метод ведения войны, заключающийся в лишении их предметов, необходимых для их выживания, в том числе умышленном препятствовании доставке гуманитарной помощи».

– Реакция международного сообщества не заставила себя ждать...

– Да, 12 декабря в ООН 153 страны проголосовали за прекращение огня в секторе Газа. Поскольку война в Газе идет третий месяц, в самих США и в европейских странах все чаще звучат призывы к Израилю перевести операции на «конфликт низкой интенсивности».

Даже страны, которые поддержали кампанию Израиля против ХАМАС, теперь меняют свои послания. Министр иностранных дел Франции Катрин Колонна призвала к «немедленному и прочному перемирию». Министры иностранных дел Германии и Великобритании призвали к «устойчивому» прекращению огня, изменив тон по сравнению с их предыдущими посланиями поддержки для Израиля.

– Что предпринимают в США?

– Весьма обеспокоенная администрация Байдена спешно расширяет контакты высших чиновников со своими израильскими коллегами. Выражается это в неоднократных поездках на Ближний Восток.

Так, советник президента Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан встретился с израильскими лидерами 14 декабря, чтобы обсудить направление конфликта. Главнокомандующий США на Ближнем Востоке генерал Майкл Курилла встретился с высокопоставленными израильскими офицерами 15 декабря.

Шеф Пентагона Ллойд Остин посещал Израиль уже дважды. Он заявил 18 декабря высшим израильским лидерам, что защита гражданского населения является «стратегическим императивом» их наземной и воздушной кампании в секторе Газа. Это стало последним толчком в усилиях Белого дома убедить Израиль перейти к более «целенаправленной» фазе военных действий.

Во время своего первого визита Остин встречался с премьером Нетаньяху, министром обороны Йавом Галлантом и другими высокопоставленными чиновниками, чтобы подробно обсудить действия израильских сил по прекращению интенсивной и крупномасштабной войны, которую они ведут.

– А есть видимые результаты этих встреч?

– Полагаю, что есть. Галлант признал The New York Times, что израильские официальные лица обсуждали следующую часть конфликта, хотя он не сообщил подробностей, и подчеркнул, что у Израиля «не осталось времени» для завершения своей кампании.

«Скоро мы сможем различать разные районы Газы, ​​— сказал он. - В каждой области, где мы достигнем нашей миссии, мы сможем постепенно перейти к следующему этапу и начать работу по возвращению местного населения».

В свою очередь Остин, отвечая на вопрос о сроках израильской кампании, ответил: «Это операция Израиля, и я здесь не для того, чтобы диктовать сроки или условия». Он добавил, что поддержка США права Израиля на самооборону была «железной» и «не изменится».

– А что по этому поводу говорят дипломаты, в том числе - израильские? Ведь переговоры – это епархия, все-таки, дипломатов.

– Достаточно откровенным был посол Израиля в России Александр Бен Цви. Он сообщил телеканалу Россия-24, что Израиль ведет с США и Катаром переговоры о прекращении огня в секторе Газа и освобождении заложников. Правда, общение идет на уровне руководителей спецслужб: «Некоторые переговоры сейчас ведутся. Шеф нашего «Моссада» вместе с шефом ЦРУ и премьер-министром Катара сейчас ведут переговоры именно о том, как найти решение о прекращении огня и об освобождении наших заложников. Но о перемирии с ХАМАС не о чем говорить».

Ни Израиль, ни США не разговаривают напрямую с руководством ХАМАС, а вместо этого работают через Катар. Катарцы принимают политическое крыло ХАМАС в Дохе и работают над облегчением переговоров.

Заметим, что свою позицию израильтяне стали менять после визита Остина.

- Эти переговоры дают надежду на прекращение огня?

– Пока – разве что надежду, да и то слабую. The Wall Street Journal со ссылкой на египетских посредников в переговорах сторон сообщает, что ХАМАС отверг предложение Израиля о недельном перемирии в обмен на освобождение около 40 заложников, удерживаемых боевиками.

ХАМАС требует, чтобы израильская армия вообще прекратила наступление в секторе Газа, прежде чем обсуждать какие-либо условия освобождения заложников. Более того, даже если такие переговоры начнутся, Израилю придется выпустить всех палестинских заключенных.

Напомню, сейчас в заложниках у ХАМАС остаются более 130 человек – из них 20 женщин и двое детей. Так что, есть о чем, вернее – о ком договариваться.

– Американцы не отказываются от поддержки Израиля, но при этом оказывают на него давление. Чего конкретно они добиваются?

– Администрация Байдена предполагает, что на следующем этапе будут задействованы меньшие группы элитных сил, которые будут перемещаться в населенные пункты Газы и покидать их, проводя более точные, основанные на разведке миссии по поиску и уничтожению лидеров ХАМАС, спасению заложников и разрушению туннелей.

Выступая перед журналистами после однодневных встреч в Тель-Авиве, Остин назвал поддержку Израиля со стороны США «непоколебимой» и поддержал кампанию Израиля по уничтожению способности ХАМАС вести военные операции. Но он также повторил послание, которое он часто делал в последнее время: Израиль окажется в меньшей безопасности, если его боевые операции привлекут больше палестинцев в поддержку ХАМАС.

«Израиль имеет полное право защищать себя, — сказал он, стоя рядом с Галлантом. - Как я уже сказал, защита палестинского гражданского населения в секторе Газа является одновременно моральным долгом и стратегическим императивом».

Слова Остина прозвучали на следующий день после того, как Нетаньяху поклялся «бороться до конца» в Газе, несмотря на общественный резонанс по поводу случайного убийства израильскими военными трех заложников.

К Остину на его встречах 18 декабря присоединился и генерал Чарльз Браун-младший, председатель Объединенного комитета начальников штабов.

Хотя официальные лица США публично не обсуждали график, в частном порядке они говорят, что Байден хочет, чтобы Израиль перешел к тактике более точечных ударов примерно через три недели.

То есть, американцы желают, чтобы израильтяне и дальше воевали, но как-то более аккуратно, не вызывая уж слишком большого ажиотажа в мире. Ну, хоть чуть-чуть меньше трупов среди мирного населения. Байдену не хочется выглядеть перед избирателями излишне кровавым кандидатом, надо сделать свое лицо немножко добрее. Как говорится, просто прелесть, какая гадость.

– Того же они добиваются и на Украине?

– Нет, тут другое. Сколько там будет убито русских и украинцев, в том числе мирных жителей, им безразлично, никто на «коллективном Западе» этим особо не озабочен. Просто этот конфликт влетел США и Западу в большую копеечку. И если Израиль американцы будут поддерживать в любой ситуации, то Украину – вряд ли. Морально – таки да. А вот материально – с этим наступили проблемы. И тут очень некстати приблизились выборы. Настолько некстати, что 14 декабря Конгресс США ушел на каникулы, не утвердив новый пакет расходов на оборону, который включает миллиарды долларов на финансирование Украины.

– Переоценили свои возможности?

– Скорее, недооценили потребности Украины – ее расходы, жадность, экономическую разруху и коррупцию.

Соединенные Штаты с начала конфликта предоставили Украине помощь на сумму более 71 миллиарда долларов с начала конфликата. Согласно данным анализа, который ведет Кильский институт Германии, эта цифра включает 43,9 миллиарда долларов военной помощи, что больше, чем у следующих 11 стран-доноров вместе взятых.

Но эти деньги почти полностью израсходованы. По состоянию на середину ноября Министерство обороны США израсходовало 97 процентов средств, выделенных Конгрессом на помощь Киеву. Госдепартамент израсходовал 100 процентов своих средств. В ноябре заместитель пресс-секретаря Пентагона Сабрина Сингх признала, что регулярно объявляемые ее ведомством ассигнования на поставки новых вооружений «становятся меньше, потому что нам приходится дозировать поставки оружия».

Данные Кильского института показывают, что новые обязательства по международной поддержке Украины упали почти на 90 процентов в период с августа по октябрь 2023 года и сейчас находятся на самом низком уровне с тех пор, как начался конфликт.

Дебаты вокруг помощи Украине часто сосредотачиваются на том, получит ли страна передовые системы вооружений, такие как танки «Абрамс», истребители F-16 и ракеты ATACMS, и если да, то когда. Запад — это устаревшие артиллерийские боеприпасы. Время от времени во время боевых действий Украина выпускала от 6000 до 7000 таких снарядов в день — примерно половину того, что США производили за месяц до начала конфликта. С тех пор США сделали крупные инвестиции в наращивание мощностей по производству снарядов, но этот процесс, вероятно, займет годы. Украинские войска на передовой уже сообщают о нехватке снарядов, поскольку пакеты помощи сокращаются.

Не менее важны боеприпасы для систем ПВО, используемых для защиты от российских ракетных обстрелов.

– Для Украины снижение или вообще отсутствие западной помощи станет катастрофой?

– По большому счету – да. Но не сразу. Разумеется, если Вашингтону не удастся выделить новые средства, последствия не будут ощущаться в Киеве на следующий день. Между объявлением о поставках оружия и моментом его доставки часто возникает задержка в несколько месяцев. Вооружение и техника, о которых было объявлено еще в сентябре, возможно, поступит на поле боя только сейчас.

США, конечно, не единственная страна, предоставляющая военную помощь Украине. По сравнению с размером своей экономики, многие европейские страны на самом деле дали больше. Но США тратят на оборону больше, чем следующие 10 стран вместе взятые. Недостаток помощи со стороны США не может быть восполнен никем другим.

Европа также испытывает усталость от военных действий, о чем свидетельствует неспособность ЕС на этой неделе преодолеть вето премьер-министра Венгрии Виктора Орбана на новый пакет помощи. Столь же скептически настроенное к Украине правительство было недавно избрано в Словакии.

– И как это все влияет на президентские выборы в США?

– Напрямую. Дональд Трамп, который поклялся положить конец конфликту на Украине за «один день» — предположительно, путем заключения соглашения с Россией, — теперь лидирует во многих президентских опросах и вполне может вернуться в Белый дом в 2024 году.

Дэвид Фрум в статье в The Atlantic «Они делают это ради Трампа» пишет: «Пригодность Украины для использования республиканцами в Конгрессе коренится в особых отношениях между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным. До Трампа республиканцы выражали гораздо более воинственные взгляды на Россию, чем демократы. Россия присоединила Крым весной 2014 года. По данным опроса Pew Research, проведенного в марте того же года, 58 процентов республиканцев жаловались, что реакция президента Барака Обамы была «недостаточно жесткой» по сравнению с 22 процентами демократов. После присоединения Крыма к России республиканцы более чем в два раза чаще, чем демократы, называли Россию «противником» Соединенных Штатов: 42 процента против 19 процентов. Трамп все это изменил...

Конгрессмен Майк Джонсон, член республиканской партии, в мае 2022 года проголосовал за пакет первой помощи Украине. Месяц спустя Джонсон изменил свою позицию, присоединившись к 56 другим членам Республиканской палаты, проголосовавшим против пакета на 40 миллиардов долларов. Вот как Джонсон объяснял свое отношение к Украине: «Нам не следует отправлять еще 40 миллиардов долларов за границу, когда на нашей собственной границе царит хаос, американские матери изо всех сил пытаются найти детское питание, цены на бензин находятся на рекордно высоком уровне, а американские семьи изо всех сил пытаются свести концы с концами, без достаточного контроля за тем, куда поступают деньги».

Джонсон помогает Украине настолько мало, насколько может. Джонсон все еще говорит о сопротивлении России, но когда приходит время действовать, он поступает так, как хочет Трамп».

– Не слишком ли преувеличено резкое снижение в Конгрессе поддержки Украины? Ведь суть не в этой поддержке, а в противостоянии России.

– Преувеличений нет. Тот же Дэвид Фрум пишет: «Большинство республиканцев в Палате представителей по-прежнему отвергают попытки отрезать Украину. Тестовое голосование 28 сентября подсчитало 126 проукраинских республиканцев и 93, выступающих против этой поддержки. Три четверти всей Палаты представителей выступают за помощь Украине. Но Джонсон и его команда теперь контролируют график и последовательность событий. Эта группа реагирует на постоянный ритм новостей: Украина = враг Трампа. Отказ от Украины = доказательство лояльности Трампу.

Поскольку Трамп близок к повторному выдвижению своей кандидатуры от своей партии в 2024 году, проявление лояльности к нему становится все более обязательным для республиканцев. Солидарность с Украиной пошатнулась, поскольку поддержка Трампа консолидировалась».

– И на фоне двух конфликтов – в Газе и на Украине – США готовы ввязаться в третий, из-за Тайваня?

– Сам удивляюсь. Палата представителей США предложила так называемый Закон Тайваня - «Мир через силу» (2023 г.), в котором излагаются ключевые приоритеты укрепления американо-тайваньских оборонных связей.

Однако в Пентагоне считают, что этого недостаточно. Поэтому Исследовательская группа «Минерва» Министерства обороны США провела исследование, которое включает в себя выводы из более чем 400 интервью с западными советниками и получателями помощи в области безопасности. Были проведены и углубленные архивные исследования, охватывающие миссии США по оказанию помощи в обеспечении безопасности с 1945 года.

Аналитики Пентагона считают, что, во-первых, Соединенным Штатам следует создать Группу содействия безопасности (Тайвань) для координации совместных сил, межведомственных усилий и усилий союзников по обеспечению помощи в области безопасности. Группа объединила бы предоставление помощи, поддержки и обучения.

Во-вторых, должна существовать консультативная программа «Тайваньские руки», чтобы максимизировать концентрацию внимания всех объединенных сил.

В-третьих, следует подчеркнуть участие и развитие гражданского общества как подход к развитию устойчивости, сопротивления и воли тайваньцев к борьбе.

В-четвертых, многонациональная помощь должна отдавать приоритет инновационным решениям проблем поставок, позволяя тайваньскому правительству, вооруженным силам и обществу эффективно сопротивляться во время затяжного конфликта.

– А свое непосредственное участие в боевых действиях американцами предусматривается?

– И это – в-пятых. Вашингтону рекомендуется направить на Тайвань подразделение Национальной гвардии в рамках своей программы государственного партнерства.

Не знаю, насколько это понравится американским избирателям, особенно тем, кто умеет, как следует, использовать мозг. Ведь предлагаемые меры, особенно последняя, не только не блокируют конфликт, но, наоборот, ускорят его. Александр Дюма однажды заметил: «Господь Бог любит или должен любить расстраивать замыслы существ, обуянных гордыней: некогда он покарал их за гордыню потопом, а в будущем покарает всемирным пожаром».

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру