Названы причины депрессии Запада после Мюнхенской конференции по безопасности: «Настроения чрезвычайно встревоженные»

Возникла дилемма, как дальше помогать Украине

В Германии завершилась Мюнхенская конференция по безопасности, результаты которой даже западные СМИ оценивают довольно вяло. «Мрачность собравшихся», «ухудшение перспектив Украины на поле боя» – это лишь малая часть того, что осталось в умах разочарованных зарубежных аналитиков. Попробуем разобраться, почему западные чиновники столь невеселы.

Возникла дилемма, как дальше помогать Украине

Юбилейная – 60-я по счету – Мюнхенская конференция по безопасности, завершившаяся 18 февраля, привнесла в настрой западных чиновников нотку грусти. Одной из основных тем обсуждения стала дальнейшая поддержка Украины, которую все меньше стран-членов Североатлантического блока готовы самозабвенно ублажать.

В ходе конференции еврочиновники лишь повторяли мантру: «Украину нужно поддерживать». Вот только, как и в каких масштабах, – никто сходу ответить не может. Как пишет Politico, некоторые заявления американских сенаторов на полях конференции «подчеркнули мрачность трансатлантически настроенных чиновников и высокопоставленных лиц в баварской столице».

Ухудшение перспектив Украины на поле боя и вопросы о приверженности Америки Киеву, пишет издание, доминировали на конференции. «Многие политики и чиновники использовали этот момент, чтобы заявить, что Украина проиграет конфликт без дополнительной военной помощи США», подчеркивает Politico.

Также утверждается: уверенность в том, что президент Джо Байден сможет помочь Украине, особенно низка, а бывший президент Дональд Трамп, лидер Республиканской партии, пытается подорвать этот пакет.

Европейские же чиновники тоже не решились произносить нечто громкое по отношению к Киеву. Только премьер-министр Эстонии Кая Каллас в интервью агентству Bloomberg в ходе конференции по безопасности призвала поддерживающие Киев страны разработать схему выпуска еврооблигаций на 100 миллиардов евро, чтобы вложиться в развитие ВПК и поставки оружия ВСУ: «Мы находимся в ситуации, когда нам нужно больше инвестировать и изучать то, что мы можем сделать вместе, потому что облигации, которые будут выпускаться странами по отдельности, слишком малы для масштабирования. Еврооблигации могут иметь гораздо большее влияние».

Эту идею (совместного заимствования для наращивания обороноспособности континента) также поддержали президент Франции Эммануэль Макрон и президент Европейского совета Шарль Мишель. А вот Нидерланды и Германия, полагает Bloomberg, будут менее заинтересованы в этом.

– Думаю, Украина вряд ли ожидала чего-то большого от этой конференции, – считает политолог Алексей Макаркин. – Она сейчас больше смотрит на Рамштайн, чем на Мюнхен. Особенность Мюнхенской конференции – там не принимают никаких решений. На её полях могут подписываться какие-либо документы, но сама конференция решений не принимает. Что касается Европы, то она задумалась: что будет, если вернется Трамп к власти в США. Фактически, это было главным вопросом.

Реальная перспектива есть. Трамп сейчас доминирует в Республиканской партии, поэтому стоит вопрос, что будет, если он выиграет. Понятно, что европейцы в большинстве своём этого бы не хотели. Но от них там ничего не зависит, поэтому Европа хочет найти ответы, как им реагировать.

Основной их ответ – надо усиливать собственные военные проекты, а не только надеяться на Америку. И это, пожалуй, главный результат. Они серьезно задумались о том, что та модель, которая была и которая в немалой степени обеспечивала европейский экономический успех, что Америка является главным участником Североатлантического блока и берет на себя ответственность за безопасность стран-членов этого блока, может быть пересмотрена.

Политолог напоминает, что сейчас в западных умах крутятся несколько вариантов развития событий: Америка вообще может выйти из НАТО, но есть и более умеренная точка зрения – США будут требовать, чтобы Европа сама больше тратила на свою оборону. И вот уже вариантов, как себя будет вести Трамп, – масса. Это и ставит в тупик еврочиновников.

– У европейцев сейчас сложилась такая ситуация, что у них нет на это ответа, – подчеркивает Алексей Макаркин. – Я даже не уверен, что у самого Трампа есть на это ответ, как он будет себя вести, если вновь станет президентом. Если он выиграет в ноябре, то он придет как значительно более самостоятельная фигура, чем он был в 2016 году, когда неожиданно для себя стал президентом США. Но при любом раскладе странам-членам НАТО надо будет увеличивать военные расходы. Пока есть время подготовиться, чем они и будут заниматься.

Эксперт также отмечает, что проблемой для Европы станет и то, что необходимо будет вкладывать больше финансов в оборону, нежели на реализацию социальных проектов. А они среди граждан куда более популярны.

Неопределенность возникает и в том, будет ли дальше Америка поддерживать Украину и в каком виде: «Американские политики, которые туда приезжали, ничего не могли гарантировать, потому что это связано с внутриамериканской ситуацией, с предвыборной кампанией, с серьезным политическим расколом внутри самих Соединенных Штатов».

– Получается, кажущееся разочарование в Украине со стороны западных стран – это не совсем так. Это больше переживания за свою собственную судьбу.

– Да, абсолютно. Там прямо говорится: если мы сдадим Украину, то у нас самих будут проблемы. Есть, конечно, разочарование в прошлогоднем украинском контрнаступлении. Плюс, прямо во время конференции Россией была взята Авдеевка, что тоже не добавило оптимизма Западу. В то же время общее представление участников конференции о том, что Украину надо поддерживать, осталось. Поэтому это будет продолжаться. Другое дело – в каких формах и масштабах, в каком соотношении между Америкой и Европой.

Соглашается с этой мыслью и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», политолог Фёдор Лукьянов:

– Мюнхенская конференция – не форум для достижения договорённостей и принятия политических решений. Это индикатор атмосферы, весьма влиятельного международного объединения, а именно Североатлантического сообщества. Какая атмосфера – такой и индикатор. В этом смысле Мюнхенская конференция полностью выполнила свою задачу.

Да, настроения сейчас, мягко скажем, чрезвычайно встревоженные. С одной стороны, имеет место изменение динамики на Украине, динамики не в пользу Украины и её западных союзников. Очень характерно, что глава общеевропейской дипломатии Жозеп Боррель, который чуть ли не первым полтора года назад объявил, что конфликт между Россией и Украиной должен решиться на поле боя (тогда имелось в виду, что это внушает оптимизм), сейчас он же сказал: есть риск, что это все решится на поле боя, но не в ту сторону, которую хотелось бы Западу. В этом смысле настроения повернулись почти на 180 градусов.

Вторая причина – глубокая неуверенность в перспективах внутриполитических процессов в Америке. На данный момент шансы на переизбрание Трампа выглядят все более реальными, хотя с окончательными выводами я бы торопиться не стал. Поскольку в Европе полагают, что приход Трампа будет означать если не пересмотр отношений с европартнёрами, то более вероятен их паралич. Соответственно, они пытаются понять, что же делать в этом случае.

Вся конференция, отмечает Фёдор Лукьянов, прошла под знаком этих событий.

– Думаю, следующий период – это будут лихорадочные попытки со стороны европейцев и американцев найти, я бы сказал, обходные пути, как выйти из этого тупика. Точнее, обойти его. Выхода из него (разрешение внутриполитических коллизий в Америке, так и ситуации на поле боя на Украине) пока не просматривается. Но будут стараться изыскать какие-то альтернативные способы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29220 от 20 февраля 2024

Заголовок в газете: Экспертное мнение

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру