Генерал-майор ФСБ Александр Михайлов, который в свое время входил в штаб по обеспечению безопасности Олимпиады-80 в Москве, рассказал «МК» о трудностях, связанных с проведением такого масштабного мероприятия.
- Франция находится в не самом лучшем, с точки зрения комфортности и безопасности, состоянии. У них очень сложные внутриполитические проблемы, отягощенные миграционной ситуацией. Как будто этого им мало, вдобавок ко всему французы под руководством Макрона еще и пытаются вмешаться в дела России и Украины…
Я уверен, что если бы у Франции была возможность отказаться от проведения Олимпиады без потери лица, то она бы точно на это согласилась. Предполагаю, что когда французы собирают свои штабы для изучения оперативной обстановки, оценки возможных угроз и систем логистики, они идут домой после работы с сильнейшей головной болью... Такой объем ответственности — это действительно страшно.
- Могут ли сбыться опасения французских властей, что во время проведения Олимпиады произойдет террористическая атака?
- Мы все прекрасно понимаем, что отношение в разных странах мира к Парижу далеко не такое благожелательное, как считает Макрон. Более того, спортивные команды других стран также идут на большой риск.
Если честно, я не знаю, на что рассчитывают наши спортсмены, которые туда поехали. На них ведь в любой момент могут совершить покушение! Думаете, СБУ этим не озабочено? Достаточно вспомнить, наприер, трагедию на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене, когда произошел чудовищный теракт с расстрелом целой спортивной команды…
Причем это были далеко не самые напряженные годы, а сегодня ситуация изменилась кардинально! Террористы могут нанести удар не только по Франции, но и по национальным сборным других стран. Так что наши спортсмены сильно рискуют, отправившись на территорию потенциального врага.
Сколько бы сил французские спецслужбы не привлекли, все равно организаторы будут вынуждены принимать меры, которые в корне перевернут саму идею Олимпийской хартии... Если соревнования пройдут без зрителей или открытие и закрытие будут показывать в онлайн-режиме — тогда зачем вообще нужна эта Олимпиада? Ведь это же праздник спорта! Только сегодня ситуация в мире совершенно безумная…
Слишком уж много проблем в Париже, чтобы организовывать такие массовые мероприятия! Повторюсь, это небезопасно не только для самих французов, но и для наших спортсменов.
- А как проходила подготовка к Олимпиаде 1980 года в Москве?
- Когда мы занимались обеспечением безопасности открытия и закрытия Олимпийских игр, нам приходилось взаимодействовать с огромным количеством различных ведомств и министерств.
В 1980 году гарнизон московской милиции составлял 100 тысяч человек, практически все из которых следили за безопасностью на Олимпиаде! К этому добавьте людей из КГБ, прокуратуры, Министерства внутренних дел и внутренних войск… Каждое ведомство знало, что оно должно делать. Это была не просто контрольно-пропускная система, а контроль за всем, что происходило во время соревнований.
Помню, была такая история: мы пытались найти способ исключить вероятность пересекающихся потоков — то есть люди, которые входят на стадион, не должны пересекаться с теми, кто из него выходит.
Автобусы въезжали на стадион через северные ворота, ехали по набережной и рядом парковались. Транспорта было очень много: спортсмены, гости, представители внутренних войск...
Возникла проблема: рядом со строящимся неподалеку метромостом был вырыт огромный котлован, через который было не проехать. Помню, мы все ломали над этим головы, а заместитель министра внутренних дел нам говорит: «Так в чем вопрос? Надо — сделаем!»
Всего за два дня котлован засыпали землей и закатали асфальтом, благодаря чему у нас появился дополнительный пункт пропуска для транспорта и возможность разместить там стоянку. Для обеспечения безопасности Олимпийских игр наш штаб решал такие вопросы в предельно сжатые сроки, как говорится, по одному касанию, ведь от этого зависел престиж всей страны!
Тогда, в 1980 году, у нас был только один раздражитель: мы были, как сейчас называется, под санкциями, а некоторые страны и вовсе отказались приехать на соревнования... И, тем не менее, мы пытались сделать все, что было в наших силах, чтобы обеспечить безопасность наших граждан и иностранных спортсменов.