После того, как появились подробности “ужасающего” телефонного общения, в котором Трамп выступил с экономическими угрозами в адрес Дании, которая заявила, что Гренландия не продается, президент вновь выразил надежджу, что США возьмут эту территорию под свой контроль, пишет The Guardian.
Выступая в субботу на борту президентского лайнера Air Force One, Трамп сказал: “Я думаю, у нас все получится”, и заявил, что 57 тысяч жителей арктического острова “хотят быть с США”.
“Я верю, что Гренландию мы получим, потому что это действительно имеет отношение к свободе во всем мире”, - сказал Трамп. “Это не имеет никакого отношения к Соединенным Штатам, кроме того, что мы единственные, кто может обеспечить свободу”.
После своего переизбрания Трамп вновь заявил о своей заинтересованности в приобретении арктического острова, который пока контролируется Данией, но формально обладает значительной степенью автономии.
Его последние комментарии последовали за “ужасающим” телефонным разговором с премьер-министром Дании Метте Фредериксен, во время которого Трамп, как было сказано, вел себя агрессивно и конфронтационно в своей попытке захватить остров. Пятеро нынешних и бывших высокопоставленных европейских чиновников сообщили Financial Times, что разговор прошел очень плохо. “Это было ужасно”, - сказал один из источников. “Это был холодный душ, - сказал другой источник газете. – Раньше такое было трудно воспринимать всерьез, но я действительно думаю, что теперь это серьезно и потенциально очень опасно”.
Сообщалось, что Трамп пригрозил Дании, сателлиту по НАТО, введением целевых пошлин, по сути, налогов на датский экспорт в США, поясняет The Guardian.
Канцелярия премьер-министра Дании откомментировала, что “не признает интерпретацию разговора, данную анонимными источниками”.
Премьер-министр Гренландии Муте Эгеде, который добивается независимости острова от Дании, заявил, что территория не продается, но открыта для более тесных связей с США в таких областях, как добыча полезных ископаемых.
Председатель комитета по обороне датского парламента, депутат-консерватор Расмус Ярлов, написал в субботу на платформее X, что Дания никогда не отдаст 57 тысяч своих граждан, чтобы они стали американцами против их воли. “Мы понимаем, что США - могущественная страна. Мы - нет. От США зависит, как далеко они зайдут. Но будь что будет. Мы все равно скажем ”нет".
Стратегически расположенная между США и Европой, Гренландия является потенциальным полем геополитической битвы, поскольку климатический кризис усугубляется, констатирует The Guardian.
Быстрое таяние огромных ледяных щитов и ледников острова повысило интерес к бурению нефтяных скважин (хотя Гренландия в 2021 году прекратила выдавать лицензии на разведку) и добыче важнейших полезных ископаемых, включая медь, литий, кобальт и никель.
Таяние арктических льдов также открывает новые морские пути, создавая альтернативу Суэцкому каналу, в то время как движение по Панамскому каналу сокращается из-за сильной засухи.
Со времен холодной войны в Гренландии также находится военная база США и их система раннего предупреждения о баллистических ракетах.
В интервью The Sunday Times бывший высокопоставленный датский чиновник и эксперт по Гренландии заявил, что в 1917 году президент США Вудро Вильсон заверял Копенгаген, что эта территория “навсегда останется датской”.
Том Хейем, представитель Дании в Гренландии в период с 1982 по 1987 год, также заявил, что если Копенгаген продаст Гренландию, ему придется сначала отказать Великобритании в соответствии с соглашением 1917 года. Британское правительство в то время требовало, чтобы оно имело преимущественное право на покупку Гренландии из-за близости острова к Канаде, которая в то время была британским доминионом.
Ранее в этом месяце Трамп отказался исключать возможность использования экономического или военного давления для захвата Гренландии и Панамского канала, которые он также хочет передать под контроль США, отмечает The Guardian.
На борту Air Force One Трамп также подтвердил свое мнение о том, что Канада должна стать штатом в составе США. “Честно говоря, я считаю, что это страна, которая должна быть штатом, - сказал он журналистам. – Тогда к ним будут относиться гораздо лучше, они получат гораздо лучший уход и гораздо более низкие налоги, и они будут в большей безопасности”.