Прошедшее в четверг, 20 февраля, ежегодное совещание судей, в котором принял участие Президент РФ Владимир Путин, можно назвать историческим. Прозвучало множество важных и нужных слов про справедливость и торжество правосудия.
От ежегодного совещания судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных традиционно ждут многого. По тому, что именно происходит на этом совещании, люди в мантиях со всех концов страны стараются понять, куда движется судебная система. Ужесточать или смягчать? Сажать или прощать? В общем, какой будет тренд на ближайшие годы.
Начнем с того, что председатель ВС Ирина Подносова сообщила о снижении преступности в стране. Привела цифры: в 2024 году судами рассмотрено 670 тыс. уголовных дел в отношении 679 тыс. лиц, что на 9% меньше, чем в 2023 году. Но среди этих 679 тысяч как минимум 20% остались без обвинительного приговора: в отношении 126 тыс. лиц уголовное преследование судом прекращено, в том числе с вынесением оправдательного приговора 1800 лицам. К 8 тыс. применены принудительные меры медицинского характера, поскольку их признали невменяемыми в момент совершения преступлений.
За что же выносили обвинительные вердикты? В 38% случаев за преступления против собственности, 24% — против личности, 24% — против общественной безопасности и общественного порядка.
Далеко не все признанные преступниками отправились в «места не столь отдаленные». По данным ВС, в 2024 году 29% лиц осуждены к реальному лишению свободы, а в отношении 71% назначены альтернативные наказания, не связанные с реальным лишением свободы, либо применены положения об освобождении от наказания. Что касается меры пресечения, то тут ситуация не такая позитивная. В 2024 году в суды поступило 97 тыс. ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из которых удовлетворено 88%. Домашний арест был применен в отношении 16 тыс. лиц, еще в отношении почти 5 тыс. лиц — мера пресечения в виде запрета определенных действий. Подносова рассказала, что есть два важных документа, которые помогут сократить число людей в СИЗО. Первый законопроект разработан Верховным судом еще в 2023 году во исполнение поручения президента. В нем предлагается существенно ограничить возможность заключения под стражу подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений небольшой тяжести и ненасильственных преступлений средней тяжести, а также несовершеннолетних и женщин, имеющих малолетних детей. Второй законопроект — плод совместного труда ВС и Министерства юстиции. Он направлен на совершенствование правового регулирования и практики применения меры пресечения в виде залога по уголовным делам об экономических преступлениях. Про последнее стоит упомянуть подробнее: предлагается, что под залог будут отпускать в случае, если его сумма эквивалентна той, что составляет ущерб.
Президент России Владимир Путин отдельно отметил, что суды должны давать отсрочку женщинам или отцам-одиночкам, если у них есть маленький ребенок, что людей с тяжелыми заболеваниями по суду стоит освобождать незамедлительно.
«Суды — это не наградные отделы, — отметил глава государства. — Здесь работа не связана с какими-то положительными эмоциями. Вот когда награждаешь человека за что-то, вручаешь орден, медали и так далее, всегда передается и тому, кто это делает, потому что радуешься вместе с человеком за его успехи. А когда нужно принимать решения, связанные с наказанием или со спором каким-то, в пользу кого-то, это всегда стресс. Судья постоянно работает в условиях стресса. И это особая роль человека, который принимает такие решения, потому что нужно обладать многими качествами профессиональными, знаниями хорошими, быть компетентным специалистом, но еще нужно быть психологически стрессоустойчивым человеком, чтобы всегда оставаться в состоянии принимать объективные решения».
Оценивая работу судей, президент отметил: «Объективность и справедливость очень важны не только в отношении тех, в отношении кого принимаются решения, но и для самого судьи. Потому что, когда судья принимает решение, он внутренне уверен в том, что делает все правильно. Ключевая вещь в нашей с вами совместной работе — справедливость. Она важна и для тех, в отношении кого принимаются решения, и для самих судей. Но она важна и для государства. Потому что если люди видят, что государство — а вы представляете государство, когда решаете судьбу людей, — справедливо в отношении своих граждан, государство становится устойчивым. Это важно всегда. А в сегодняшних условиях это важно особенно. Думаю, что мы с вами это прекрасно понимаем».