Заявление о нехватке лётчиков последовало за спорной попыткой высшего руководства отдать приоритет вербовке женщин и представителей этнических меньшинств, что было признано незаконным.
Потребность в пилотах стала настолько острой, что руководители ВВС активно призывают пожилых кандидатов, имеющих определённый опыт полётов, записываться на службу.
Сообщается, что Королевские ВВС испытывают 30-процентную нехватку пилотов в рангах лейтенантов и командиров эскадрильи. Официальные источники в Королевских ВВС оспорили эту статистику, однако не представили свою собственную.
Это произошло после того, как премьер-министр Великобритании Кир Стармер пообещал поднять «реактивные самолёты в небо» для защиты Украины в рамках сил по стабилизации ситуации после конфликта. Лидер лейбористов уже увеличил расходы на оборону до 2,5% ВВП.
Министр вооружённых сил Теневого кабинета Марк Франсуа заявил, что на наличие боевых лётчиков в Королевских ВВС «обрушился шквал невезения, в том числе манипуляции с практикой набора, возрождение гражданских авиалиний после пандемии COVID и технические проблемы с учебными самолётами».
Официальный документ, с которым ознакомилось издание Daily Mail, показал, что Королевским ВВС требуется «большее количество пилотов для обучения». Чтобы восполнить нехватку кадров, руководители ВВС хотят, чтобы военнослужащие из других подразделений, которые ранее не прошли отбор по каким-либо причинам, подали повторные заявки.
Внутренняя информационная записка Королевских ВВС от 5 марта озаглавлена так: «Возможности профессионального перехода на специальность пилота». Кандидаты должны подать документы до достижения 24-летия, хотя офицеры, имеющие соответствующий опыт работы на «связанных с полётами должностях», могут быть и старше.
Это произошло после того, как официальное расследование, проведённое в 2023 году, установило, что Королевские ВВС незаконно дискриминируют белых мужчин, претендующих на должность пилота. Группа из 31 белого мужчины-пилота, проходившая стажировку, была задержана, как показало исследование. Впоследствии они получили компенсацию.
Королевские ВВС также были вынуждены признать, что их цель к 2030 году довести долю женщин в составе ВВС до 40%, а долю представителей этнических меньшинств - до 20%, является «нереалистичной».
Одной из проблем с подготовкой пилотов были неполадки с самолётом, который использовался Королевскими ВВС для обучения стажёров. Он неоднократно выходил из строя. В то же время в рамках контракта на продажу самолетов Typhoon странам Персидского залива Королевские ВВС обязаны обучать пилотов из таких стран, как Саудовская Аравия.
Эти проблемы привели к тому, что время, которое требовалось RAF для подготовки пилотов, увеличилось до семи лет. Источники RAF утверждают, что этот срок был сокращён до трёх с половиной лет.