Кадетское образование популярно у родителей и детей. Кадетские организации создаются повсеместно стихийно. И не только субъектами РФ, но и муниципалитетами и даже частными лицами. Точное количество образовательных организаций кадетской направленности неизвестно. В планах создание единого реестра таких организаций.
На их содержание, в том числе на форму, питание воспитанников, зачастую выделяются средства. Но при этом отсутствуют единые подходы к обучению и воспитанию. В результате дополнительные образовательные программы кадетской направленности нередко сводятся к построениям и «маршировке», разборке-сборке автомата, хоровому пению, бальным танцам, кружкам юных барабанщиков. В «продвинутых» случаях — к проведению плац-парадов и жонглированию карабинами.

Тому, что действительно необходимо на военной службе, в том числе с учетом опыта СВО, внимание уделяется не везде. Такой подход явно требует корректировки, а само кадетское образование — систематизации. Как представляется, надо кардинально пересмотреть программы кадетской направленности, обучая тому, что действительно будет необходимо на военной и правоохранительной службе. Предложения по разработке примерных программ и учебных пособий целесообразно включить в проект плана мероприятий по реализации Основ госполитики в сфере кадетского образования на период до 2030 года.
Стержень кадетского образования — воспитание патриотизма. Но сводится зачастую это все к концертам, праздничным построениям. Да, есть очень действенные и эффективные формы военно-патриотического воспитания. Например, кадеты отправляют письма на фронт, подарки участникам СВО, плетут маскировочные сети. Но в то же время причины и цели СВО, основные угрозы национальной безопасности, их причины и источники с кадетами почти нигде не обсуждаются.
В результате — всю информацию дети получают из сети Интернет. Вот и выходит, что если в 1941-м дети и подростки сбегали на фронт, мечтая уничтожать немецкие танки, пускать под откос немецкие эшелоны, то в 2025-м попавшие на уловки украинских спецслужб недоросли поджигают релейные шкафы в нашем тылу за 5–10 тысяч рублей. Может быть, что-то не так с системой воспитания?
Система кадетского воспитания должна готовить не «уверенных пользователей ТикТока», а новое поколение элиты России, государственно ориентированной, активной, инициативной. Обязательная тема — защита молодежи от негативного информационного воздействия, формирование способности противостоять попыткам вербовки представителями деструктивных культов и навыков противодействия идеологии терроризма, экстремизма, сепаратизма, нацизма. В сущности, целью воспитания кадет является формирование особого менталитета. Воинский уклад призван формировать навыки осознанного соблюдения воинской дисциплины, уставных взаимоотношений, кадетского братства.
Отдельная проблема — правовой пробел, связанный со статусом кадета в кадетском корпусе. В частности, речь о том, как поступить с кадетом, который совершил дисциплинарный проступок. Сейчас нельзя отчислить кадета за однократное даже самое злостное нарушение дисциплины. Ясно, что необходимо предусмотреть правовые механизмы, которые будут стимулировать учащихся кадетских учреждений соблюдать условия и требования обучения.
Думаю, необходимо закрепить дисциплинарные права и ответственность кадет и воспитанников, в том числе не достигших 15-летнего возраста; основания для их отчисления.
Статистика поступления кадет в военные и правоохранительные вузы, а также на военную службу по контракту оставляет желать лучшего. Насколько мне известно, только в суворовских училищах МВД России и Кадетском корпусе ФСБ России процент выпускников, поступающих в ведомственные вузы, приближается к 100%. В остальных — все гораздо печальнее. В оправдание часто говорят: «Зато мы готовим патриотов». Парадокс: дети с 5-го, а то и с 1-го класса носят полувоенную форму, а в итоге они при выпуске говорят, что устали от армии, и поступают в гражданские вузы. Вопрос не в том, как насильно заставить молодого человека идти служить, а в том, как сформировать желание служить и любовь к службе. И здесь, на мой взгляд, очень может помочь жизненный пример участников СВО, которых можно было бы привлечь в кадетское образование, не увольняя с военной службы.
Очень важно обеспечить качество преподавателей и офицеров-воспитателей. Необходимо повышать правовой и социальный статус педагогов, в том числе вводя систему особых льгот, а также создав систему переподготовки и повышения квалификации. В этом отношении показателен опыт Академии Росгвардии, курсы повышения квалификации в которой оказались очень полезными, по отзывам многих, даже опытных офицеров-воспитателей.
Еще один положительный пример — опыт Следственного комитета РФ, который разработал для взаимодействующих с ним кадетских классов единую программу и организовал заключение соглашения с территориальными органами, которые оказывают помощь в проведении занятий. Подобных положительных примеров правильной организации кадетского образования много. Наша общая задача — взять лучший опыт и как можно шире его распространить.