Напомним, что за текущую неделю это уже вторая массированная атака противника на Московский регион. Ранее четыре беспилотника были сбиты в небе над Подольском. Во вторник, 6 мая, беспилотники модели «Лютый» снова попытались прорваться в столицу. Утверждается, что дроны, способные преодолевать расстояние до тысячи километров и нести боевую часть с фугасными зарядами массой до 50 килограммов, летели роем на небольшом расстоянии друг от друга. Часть из них была уничтожена еще в Калужской области. Тем не менее один из них оказался в спальном районе Москвы. Его обломки упали на жилой дом на Каширском шоссе. Осколки разбили витрину цветочного магазина. К счастью, обошлось без пострадавших.
По словам военного эксперта Владимира Попова, количество и качество современных украинских беспилотников коренным образом отличается от беспилотников, которыми противник атаковал еще год назад.
- К сожалению, противник становится все более грамотным и его беспилотникам иногда все же удаётся обходить препятствия и пролетать большие расстояния. Где-то БПЛА используют прорыв нашей системы ПВО в сложных метеоусловиях. Кроме того, противник запускает беспилотники в ночное время или в переходный период, когда оптико-электронные средства уже не работают, а радиолокационные, может быть, ещё не включились в полную меру, то есть, когда затруднена система обнаружения и оповещения. Не исключаю, что у ВСУ есть и активно используются какие-то математические модели, которые им ранее передавали западные страны во главе с США. Ведь электронная карта даётся не просто ради того, чтобы проще было вести навигацию, осуществлять контроль строений, мостовых переходов, лесопосадок и так далее. Это делается для нанесения ударов в глубь страны. Судя по всему у них эти математические модели, алгоритмы, которые пользуются различными навигационными системами глобального позиционирования, типа нашего ГЛОНАСС или GPS, существуют. И с помощью этих разработок они с достаточным успехом преодолевают некоторые наши районы систем ПВО, особенно после прохождения линии соприкосновения. Часть их, конечно, перехватывается, но какая-то проникает.
- Какой процент вражеских беспилотников все же прорывается?
- При самых оптимистичных раскладах - 15%, а то и 25% беспилотников всё-таки может проникнуть. Считается, что это много. Но нужно учитывать и наши потенциальные возможности систем ПВО. Надо понимать, что тот потенциал, который существовал в Советском Союзе, начал уничтожаться 30 лет назад. Та же система наблюдения ПВО, хоть и была архаичной, но прекрасно работала. Ее зачем-то уничтожали просто на корню. Все, что хорошо работало, начали отправлять у утиль в 90-х годах. Теперь же на возмещение этого колоссального ущерба уйдет, минимум, 10 лет. Все это время нам придется работать также активно, как сегодня работает наше ВПК. Тогда появится система ПВО, близкая к той надёжности, которую мы сейчас ожидаем.
- Мы сможем обеспечить безопасность парада Победы? Противник грозился устроить провокации на 9 мая...
- В том, что мы обеспечим безопасность парада Победы, я не сомневаюсь. Но где-то на окраинах исключать провокаций нельзя. Потому что сейчас заряжено очень много сил, в первую очередь, это специалисты разведслужб Украины и объединенной Европы, которые только ждут команды. Беспилотники будут запускаться не только с территории Украины, но и с наших полей, лесов. Со стороны Днепра до нас долетает менее 10% беспилотников, остальные - 15–18% долетевших беспилотников — это те, которые были собраны на нашей территории, в наших областях. И тем не менее, как бы нам ни угрожали, думаю, что парад мы всё равно проведём достойно. Результат у противника будет близок к нулю.
- То есть дрон, упавший 6 мая на Каширском шоссе, вполне мог быть запущен с нашей территории?
- Абсолютно верно.
- На нашей территории откуда конкретно могут запускать БПЛА?
- Отовсюду, где есть леса. Сейчас метеорологические условия позволяют работать буквально с любой поляны, где заранее были организованы схроны. Где-то диверсанты «реанимируют» старые беспилотники, где-то получают новые.
- Откуда могут идти поставки?
- Многим может показаться маловероятным, но тем не менее, есть информация, что поставки дронов идут через госграницу с Казахстаном, а туда они попадают через Узбекистан, Таджикистан, то есть, с афганской стороны. У нас уже есть примеры, когда через Казахстан фурами доставляли большие беспилотники, которые производились в третьих странах. Противник организовывал логистику, все оплачивал. Лазейку прикрыли и этот коридор сейчас хорошо контролируется. Но огромный поток, который идет по железным, автомобильным дорогам, авиатранспортом, морскими судами проконтролировать просто невозможно и каждый ящик просмотреть нереально.