После двухчасового допроса 70-летний политик рассказал, что после того, как избирательный суд подтвердил победу Луиса Инасиу Лулы да Силвы на выборах, “мы изучали другие альтернативы в рамках конституции”.
По словам Болсонару, эти варианты включали развертывание вооруженных сил и приостановление некоторых гражданских свобод, но он утверждает, что такие обсуждения нельзя рассматривать как попытку государственного переворота.
“Государственный переворот – это нечто отвратительное. Государственный переворот может быть даже легко начат. Следующий день просто непредсказуем и вреден для всех. Бразилия не смогла бы пережить нечто подобное, и такая гипотеза никогда даже не рассматривалась во время моего правления”, – сказал экс-президент.
Болсонару подтвердил, что его союзники рассматривали различные варианты, включая объявление осадного положения, но не стали их реализовывать, потому что “для этого не было ни климата, ни возможности; у нас не было даже минимально прочной базы, чтобы что-либо предпринять”.
Как пишет The Guardian, бывшие командующие военно-воздушными силами и армией ранее заявляли полиции, что во время этих встреч они выступали против планов Болсонару, хотя, по их словам, бывший командующий военно-морским флотом пообещал поддержать правого автократа.
Лидер ультраправых использовал прямую трансляцию своего допроса, чтобы превратить большую часть слушаний в политическую платформу, защищая свою администрацию на 2019-2023 годы и неоднократно критикуя третий срок Лулы.
Ожидалось, что он встретится лицом к лицу с ведущим судьей по этому делу, судьей Александром де Мораесом – бывшим главой избирательного суда, которого Болсонару ранее называл “придурком” и “негодяем”.
Но Болсонару извинился перед Мораесом и двумя другими судьями за то, что они заявили на встрече, запись которой была представлена в качестве доказательства, что они якобы получили от 30 до 50 миллионов долларов каждый за фальсификацию выборов.
“Это была отдушина, риторика, которую я использовал, – сказал он. – Итак, я приношу свои извинения. У меня не было намерения обвинять вас в каком-либо проступке”.
Хотя ему запрещено баллотироваться на пост президента по решению избирательного суда по отдельному делу – за распространение лжи и атаку на систему голосования – Болсонару пошутил с Мораесом, сказав: “Я хотел бы пригласить вас стать моим напарником в 2026 году”.
Улыбаясь, судья ответил: “Я откажусь”.
Как напоминает The Guardian, Болсонару был шестым обвиняемым, допрошенным с начала судебного процесса в понедельник, из восьми человек, которые считались “ядром” попытки государственного переворота. Среди обвиняемых – четыре бывших министра Болсонару, трое из которых являются генералами армии, бывший командующий военно-морским флотом и бывшая правая рука экс-президента подполковник Мауро Сид.
Это первый случай, когда высокопоставленные военные офицеры предстали перед судом в связи с попыткой государственного переворота в Бразилии, стране, которая пережила кровавую диктатуру с 1964 по 1985 год, подчеркивает The Guardian.
Журналист и политический аналитик Мириам Лейтан написала в своей колонке в O Globo, что “самым поразительным является та непринужденная атмосфера, в которой обсуждался государственный переворот в правительстве Болсонару”.
“Все знали об этом – было проведено несколько бесед, встреч в торжественных залах, внутри президентского дворца и на вершине военной иерархии”, – написала она.
Первым дал показания бывший адъютант Болсонару подполковник Мауро Сид, который подписал сделку о признании вины и чьи показания, наряду с доказательствами, собранными федеральной полицией, легли в основу обвинения.
Он подтвердил, что Болсонару отредактировал проект указа, который предусматривал арест нескольких представителей власти, включая членов Конгресса и судей Верховного суда, и создание комиссии для организации новых выборов.
“Он [Болсонару] сократил документ, отменив аресты властей. В тюрьму посадили бы только вас”, - сказал Мораесу подполковник Сид.
Он также рассказал, что его бывший начальник безуспешно пытался найти какое-то “мошенничество” в системе электронного голосования, надеясь “убедить вооруженные силы что-то предпринять”.
Как только показания подсудимых будут готовы, у обвинения и защиты будет пять дней, чтобы запросить дополнительные расследования для сбора новых доказательств, которые докладчик Мораес может принять или отклонить. После этого последуют окончательные аргументы и, в конечном счете, судебный вердикт, который ожидается во второй половине года.