Именно так это ведомство и называлось в течение первых 158 лет существования Соединенных Штатов. Вернув исходное название — министерство войны, — Трамп хочет вернуть и былую славу вооруженных сил США, когда Америка победила Британскую империю два раза в 1783 г. и в 1815 г., Мексику в 1848 г., Испанскую империю в 1898 г., а также когда США стали одними из главных победителей в двух мировых войнах XX века.
Однако Трамп считает, что после окончания Второй мировой войны — а именно в 1947 г., когда США приняли новое название министерство обороны, — вооруженные силы США начали терять свою мощь. Они стали особенно вялыми, по мнению Трампа, при президентах Билле Клинтоне, Бараке Обаме и Джо Байдене (все они демократы, разумеется), когда армия принимала в свой состав представителей ЛГБТ (международное движение ЛГБТ запрещено в РФ). Показательно, что одним из своих первых указов после того, как начал свой второй срок, Трамп запретил трансгендерам служить в армии.
Трампу крайне не понравилась американская привычка после 1945 г. прикрываться хлипкими политкорректными эвфемизмами типа «оборона» — слово, которое больше подходит слабым президентам, таким как Байден и Обама, по мнению Трампа.
Мол, такие «президенты-слабаки» любили «мягкую силу» в виде государственных программ, которые пытались продвигать демократию по всему миру. А Трамп признает только «твердую силу». Именно поэтому он так сильно хотел вернуть слово «война» на свое заслуженное место в министерстве, как было при самых сильных президентах США — таких как Джеймс Полк, Эндрю Джексон и Уильям Мак-Кинли, при которых США вели самые крупные экспансионистские войны XIX века. Тогда Америка действительно была великой, утверждает Трамп, и пора сделать ее снова великой — в том числе и в военном смысле.
Но вопреки всей его стальной речи о «войне» Трамп, оказывается, тоже великий миротворец, который якобы уже положил конец семи войнам по всему миру. Получается, что Трамп страстно выступает за министерство войны, но точно так же за мир. Оруэлл бы восторженно аплодировал двойственности Трампа — стоя.
Тем не менее Трамп, опираясь на свои весьма специфические лингвистические способности, вкратце объяснил суть своей позиции на днях: «Американская оборона слишком оборонительная». Выходит, нужно больше наступлений!
Означает ли это, что Трамп, будучи верховным главнокомандующим и теперь начальником министерства войны, станет активным поджигателем новых войн?
Думаю, нет. Трамп все-таки не любит «глупых войн», таких как в Афганистане и Ираке. Но вместе с тем нынешний президент США поддерживает «умные войны», которые могут возникнуть, например, в Гренландии, если такое понадобится для того, чтобы она перешла под американский контроль. Или в Иране — но только, если такая «война» продлится в течение лишь нескольких часов, как и было в июне, когда США отбомбили пару ядерных объектов и героически вернулись домой.
Примечательно, что во время официального объявления об изменении названия Пентагона в Овальном кабинете новый «министр войны» Пит Хегсет сделал любопытное уточнение: он заявил, что новое министерство войны теперь будет проявлять «максимальную смертоносность, а не вялую законность». Он давно жалуется на докучливых и нравоучительных военных юристов, которые навязывают Пентагону слишком много вредных правил и законов — тем самым связывая США руки во время военных конфликтов.
И не надо было долго ждать живого примера пренебрежения Хегсета к той законности, которая ограничивает военные действия США. В начале сентября ВВС США открыли огонь по венесуэльскому кораблю в Карибском бассейне. Американские власти подозревали, что на борту корабля находились венесуэльские наркодилеры, которые пытались доставить наркотики в Америку.
Но ранее США, согласно «назойливым» американским законам, имели право только останавливать подобного рода корабли, арестовывать подозреваемых в наркотрафике фигурантов и судить их в американском суде. Впрочем, в данном случае американские вооруженные силы сразу ликвидировали подозреваемых без суда и следствия, опираясь лишь на сведения разведки. В результате погибли 13 человек.
Более того, Трамп настойчиво утверждал, что США действовали в рамках «cамозащиты» — мол, венесуэльский корабль якобы представлял «неминуемую угрозу» тем американским летательным аппаратам (то вертолету, то ударному дрону «Мрачный Жнец» — непонятно), которые атаковали это судно. Но на видео, которое министерство войны само опубликовало, не было очевидно, что подозреваемые наркодилеры якобы первыми открыли огонь по американским ВВС. Более того, согласно недавней статье в The Wall Street Journal, венесуэльское судно не только не сопротивлялось, но, наоборот, отчаянно пыталось вернуться к берегам Венесуэлы.
Тем не менее Трамп обещал, что такие «весьма успешные» атаки на венесуэльские наркокорабли обязательно продолжатся. Совсем не исключено, что министерство войны может дойти до попытки арестовать президента Николаса Мадуро за то, что он якобы является «крестным отцом» всего наркобизнеса в Венесуэле, повторив «подвиг» президента Буша-ст. в 1990 г., когда американские спецназовцы арестовали президента Панамы Мануэля Норьегу в столице этой страны по таким же обвинениям.
Впрочем, переименование американского министерства обороны в министерство войны не слишком впечатлило большинство российских экспертов, которые считают, что Трамп просто по-честному и без обиняков назвал вещи своими именами — прямо, грубо и по-стариковски. Дескать, с самого начала образования США всегда преобладала американская военщина, и она продолжалась после 1947 г. в полном объеме — будь здоров! — несмотря на то, что США тогда приняли более мягкое название «министерство обороны». Российские эксперты настаивают на том, что американская военщина лежит в основе обогащения и гегемонии США. И в подтверждение этого тезиса они часто любят ссылаться на свой список из более чем «ста войн», в которых США участвовали после окончания Второй мировой войны.
Однако при этом они не вспоминают, что в тот же период СССР совсем не отдыхал на этом поприще. Более того, многие военные конфликты с американским участием возникли в результате действий, в которых СССР тоже напрямую участвовал.
Среди них — корейская война, когда Северная Корея, являющаяся тогда военным союзником Москвы и Пекина, напала на Южную Корею в 1950 г. Как раз американское участие в этой войне получило мандат СБ ООН. Значит, оно было признано легитимным в целях защиты Сеула. (В тот момент СССР бойкотировал СБ ООН, так как протестовал против отказа совета признать коммунистическую власть в Китае легитимной.)
Другой яркий пример — вьетнамская война, когда СССР вместе с Китаем активно поддерживал вьетконговскую диверсионно-партизанскую войну против суверенного государства в Южном Вьетнаме.
Более того, несколько войн, которые часто включаются в любимый российский список «агрессивных войн, незаконно развязанных США», были официально поддержаны самой Россией в Совете Безопасности ООН — такие как война против иракского вторжения в Кувейт в 1990 г.; военные операции НАТО в Боснии и Герцеговине в 1993–1995 гг.; американская война в Афганистане под эгидой НАТО после совершения теракта в США 11 сентября 2001 г.
Как бы то ни было, один из мотивов Трампа превратить минобороны в минвойны — это попытка отправить сигнал силы не только Китаю, Ирану, Северной Корее, Венесуэле, Панаме, Дании (касательно Гренландии) и другим странам. Это также сигнал тем американским городам и штатам, где управляют исключительно мэры и губернаторы из Демократической партии — и куда Трамп намерен отправить американских военных, чтобы там «жестко навести порядок».
В этой связи Хегсет громко объявил на прошлой неделе, что США собираются сократить количество американских солдат, размещенных в Западной Европе, чтобы они срочно вернулись в США, где они крайне нужны, чтобы участвовать в «самых насущных сражениях» — то есть против «свободно разгуливающих из-за либералов» убийц, насильников, грабителей, криминальных группировок, нелегальных иммигрантов и, теперь после громкого убийства Чарли Кирка, — против «радикальных левых».
И на этом основании многие российские эксперты в очередной раз предрекают, что США обязательно увязнут в крупной, длительной и разрушительной гражданской войне. Но в этот раз, дескать, уж точно это завершится окончательным распадом Америки — наконец-то!
Однако трамписты особо не переживают по этому поводу. Они полагаются на новое, сильное министерство войны, чтобы эта голубая мечта российских экспертов никогда не сбылась.