Сообщается, что аэростаты станут размещаться по периметру объекта, и между ними будет крепиться сеть для перехвата дронов. Она в состоянии справиться с аппаратами, имеющими металлические крылья, и летящими со скоростью до 800 километров в час. Подобные системы подходят для защиты точечных целей: заводов, хранилищ, энергетических объектов, НПЗ. Что в нынешней обстановке очень актуально.
— На Западе уже несколько дней комментируют и обсуждают эту новость из России, — говорит Сергей Бендин. — Упоминается предприятие химической промышленности в Тульской области, на котором впервые вживую апробируют аэростатную систему защиты от беспилотников.
Тендер на 9 млн рублей на поставку аэростатов с сеткой-ловушкой в рамках госзаказа впервые обнаружило интернет-издание Daily Storm.
Как говорит наш собеседник, некоторые западные комментаторы пытаются высмеять попытку России вернуться к старым технологиям аэростатной защиты времен Второй мировой войны. А заметная часть экспертов признает такое решение весьма целесообразным и оправданным. Правда отмечается, что в госсекторе подобные решения внедряются с трудом.
— Между тем решение ограждать нефтепроводы, НПЗ и другие инфраструктурные объекты от атак дронов весьма своевременно и актуально. Об этом, кстати, с самого начала специальной военной операции говорили военные эксперты, инженеры и сами разработчики.
Как говорит Сергей Бендин, наиболее известный проект защитных кордонов из сетей-ловушек, натянутых между привязных аэростатов, называется «Бредень», который с 1994 года проектировался одним из воздухоплавательных центров при участии специалистов Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Дзержинского (в 1997 году переименована в Военную академию РВСН имени Петра Великого).
Комплекс, который был предназначен для «ловли» крылатых ракет, успешно прошел испытания на полигоне в 2001 году. Два привязных малообъемных аэростата стояли на высоте 100 метров и удерживали «растяжку» в виде 200-метровой сети из кевларовых нитей.
— Я лично присутствовал на испытаниях этой российской разработки и видел, как имитатор «Першинга» (американская твердотопливная двухступенчатая баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования), врезавшись на скорости в кевларовую сеть, развалился на куски. Солдаты потом прочесывали лесопосадки на полигоне, отыскивая куски уничтоженной ракеты.
Как говорит эксперт, беспилотники также потом отлавливались немного адаптированным «Бреднем» в рамках проекта компании-преемницы воздухоплавательного центра.
— Легкая кевларовая сеть поднимается на высоту до 300 метров, что вполне достаточно, чтобы «накрыть» защитные резервуары с нефтью на НПЗ или узлы трубопровода. Такая защита безусловно остановит атакующие беспилотники типа «Лютый» (украинский ударный беспилотный летательный аппарат самолетного типа, длина которого 4,4 м, размах крыльев — 6,7 м), который весит 250-300 килограммов, и даже E-300 Enterprise (украинский крупногабаритный дрон-камикадзе большой дальности с размахом крыльев в 8,5 метра и длиной корпуса в 5,72 метра), имеющий максимальный взлетный вес до 540 килограммов.
По словам эксперта, современные аэростаты создаются на основе инновационных технологий, из многослойных полимерных материалов. И могут нести высотную вахту достаточно продолжительное время.
— Так что это сообщение — важная подвижка внедрения аэростатных комплексов в систему ПВО, первый шаг для повышения эффективности защиты от дронов.
— Насколько эффективна будет эта система, если противник направит ударные беспилотники сначала на аэростаты, а потом уже на объект?
— Полет дронов проходит на высоте 50-300 метров. Малообъемные тактические аэростаты могут нести вахту на высотах до 500 метров, операционные аэростатные платформы, имея достаточный газовый объем оболочки, работают в эшелоне до одного километра. Аэростаты стоят на привязи. Между тросами, которые их удерживают, на высоте до 300 метров растягивается сеть. Дроны просто не достанут до тех высот, где стоят аэростаты. При полете БПЛА выше 300 метров, они высвечиваются на экране радаров, становятся мишенями и уничтожаются системами ПВО в штатном режиме.
Как говорит эксперт, аэростаты могут поднимать соответствующую газовому объему оболочки полезную нагрузку в виде РЛС/РЭБ, камер, датчиков, сенсоров.
— Нашим военным логично продолжать развивать вооружение воздухоплавательной техники и разворачивать тактические и стратегические аэростаты наблюдения с мощными радарами на борту, чтобы видеть не только летящие за сотни километров дроны, но и точки их запуска. И вовремя их поражать.