— Выстрел!
Харьковское направление. Буферная зона на границе с Белгородской областью. Новинка сезона – артиллерийская установка «Гиацинт К» на колесном шасси бьёт по боевикам, засевшим в лесопосадке.
Колесная самоходная артиллерийская установка (САУ) соединила в себе мобильность боевых машин «Град» – двигатель почти 500 лошадиных сил, мощность и дальнобойность 152-мм пушки, и точность гаубицы. Первым же выстрелом нарезное орудие отправляет снаряд в чащу, точно на позиции ВСУ. Дальше приказ наводку не менять. И целая серия точечных ударов осколочно-фугасными снарядами.
Командир артдивизиона «Гиацинт-К» с позывным «Сахалин» стал офицером по напутствию. Дед, ребёнок войны, хорошо помнил, с чего началось освобождение родного для него Сталинграда от фашистов.
— Он всю жизнь помнил грохот «Бога войны», предварившего 19 ноября 1942 года решающее контрнаступление Красной армии. Именно дедушка, одобривший решение стать офицером, посоветовал идти в артиллеристы. Без них, как он говорил, ни один бой не выиграть.
— «Сахалин», какие задачи у вашего подразделения и характерные цели для этого «Гиацинта»?
— Задачи основные, как и у коллег. Поддерживаем мотострелковые подразделения, ведем контрбатарейную борьбу, наносим огневое поражение площадкам взлёта и пунктам управления дронами. Работаем по средствам ПВО, станциям радиоэлектронной борьбы (РЭБ) противника, подразделениям ВСУ на оборонительных позициях, в районах сосредоточения и на марше.
— А сейчас на какую дальность работали и по каким целям?
— Сейчас били две наши машины на 30 километров по пункту управления дронами.
— И какая стадия огневого поражения?
— Уничтожен полностью. С КП – командного пункта - подтвердили. — улыбается «Сахалин».
За час до выстрелов из «Гиацинта» крылатый разведчик отправляется в тыл врага. В воздухе тоже лучший в своем классе – Х-образный беспилотник «ZALA». Способен работать при сильном ветре и дожде, оставаясь незамеченным преодолевать десятки километров в глубине обороны противника. Именно операторы этих больших «птиц» с воздуха корректируют точность орудий большой мощности.
— Внимание! Пуск!
Командир взвода беспилотников с позывным «Макс» внимательно смотрит на монитор. Камера беспилотника передает идеальную картинку в режиме онлайн. В поле зрения населенный пункт. Оператор замечает движение.
— Вот они на краю населенника спрятались!
Координаты вскрытых целей тут же передаются на командный пункт. Еще какое-то время, и позиции противника накрывают огнем.
— Хорошо пошла... Так и работайте, так и работайте, — передает взводный по радиостанции.
Военная наука за время проведения специальной операции кардинально изменилась. Уже устоявшаяся и нерушимая связка артиллерии и дронов приносит свои плоды.
— «Макс», в твоем взводе не только разведывательный ZALA, но и хорошо зарекомендовавший себя ударный «Ланцет», другие беспилотники. Как распределяются задачи?
— В принципе, широчайший спектр задач у каждого беспилотника. Одна из основных – сопровождение целей, то есть объективный контроль результатов авиаударов, ракетных ударов, артиллерийских, как сейчас. То есть в то время, как одни сосредоточены на разведке переднего края, задача более крупных птиц – разведка тылов, контроль подвоза, ротаций.
— И какие цели сейчас чаще попадают в объективы видеокамер?
— На нашем направлении самый частый гость — это самоходки «Богдана», «Краб», танки разных модификаций, зенитные установки «Гепард». Все эти цели были уничтожены барражирующим боеприпасом «Ланцет» или огнем артиллерийских орудий. «Гиацинт-К», вот, отлично разбирает укрепленные позиции. Так что победа за нами!