С «Таксистом», командиром расчета FPV-дроном, я познакомился в курском приграничье еще при освобождении населенного пункта Погребки в феврале. Тогда парни из 9-го мотострелкового полка и 34-й горной бригады выбили врага из ключевого укрепрайона, затем гнали его на Малую Локню, а потом и за пределы госграницы, в Сумскую область. Расчеты наших FPV-дронов работали на передке, буквально в паре километров от постоянно меняющейся линии боевого соприкосновения, помогая продвижению пехоты.
— У нас очень эффективные дроноводы, – рассказывал мне тогда командир штурмовой роты «Калмык». – Взвод беспилотников коптерного типа, с которыми вы успели поработать, – это наши глаза, наша ближняя разведка, помогающая выявлять цели. А работают по целям в первую очередь расчеты из взвода «эфпивишек». Вот у нас «Таксист» и его расчет – один из самых результативных, вы с ним пообщайтесь...
Впрочем, поговорить тогда нам так и не удалось. Вплоть до освобождения курского приграничья взвод беспилотников продвигался вперед со скоростью штурмовых подразделений, постоянно меняя места дислокации. И только спустя полгода в пункте временной дислокации легендарного 1-го батальона «девятки» встретил я, наконец, «Таксиста».
На СВО он с 2023 года. Дома ждут жена и двое сыновей. На фронт пришел добровольцем, подписав контракт, хотя сам до этого никогда в армии не служил. Как говорит этот крепкий парень: «Решил опробовать свои силы. Был уверен, что пригожусь». В составе 9-го мотострелкового полка он начинал простым стрелком в пехоте, а спустя год прошел подготовку в «учебке», получив новую специальность.
– «Таксист», какие задачи сейчас у подразделения беспилотных систем полка и твоего конкретно расчета в Сумской области?
– Выявляем живую силу противника, позиции, технику. Мой расчет работает в основном по целям, выявленным разведкой, то есть нашими коллегами из взвода на «мавиках» – коптерах-разведчиках. Уничтожаем технику, артиллерийские орудия, личный состав противника. Не допускаем, чтобы они вновь вернулись в курское приграничье, на нашу русскую землю...
В Курскую область «Таксист» приехал, что называется «с корабля на бал. Во время передислокации подразделения в регион был в отпуске. А уже в начале августа 2024-го, по приезду, сразу вышел на боевую задачу. Полк тогда стоял на защите Малой Локни. «Включился» быстро, но, правда, ненадолго. Искал позицию для работы в районе населенного пункта Шептуховка, когда нарвался на вражескую растяжку.
— Серьезное ранение получил, меня эвакуировали, два месяца лечился, хотел поскорее к своим. Когда вернулся, фронт уже остановился, ситуация стабилизировалась. Сразу приступил к боевой работе. Участвовал в освобождении Погребков, Малой Локни...
Методом проб и ошибок командир расчета FPV-дронов вывел для себя главное правило: всегда действовать тихо и спокойно, без лишней суеты, чтобы не обнаружил противник. А это обеспечивается хорошей маскировкой и минимальными телодвижениями. Формула пришла после того, как по ним не один раз отработали «Грады» и вражеские танки. Их вычисляли «эфпивишники» «Птах Мадяра» (беспилотная бригада ВСУ. – «МК») – бывало, что прилетало рядом, противнику удавалось уничтожить оборудование. Но к счастью, из строя выходило только железо, а сам расчет успевал укрыться или покинуть позицию.
И из этого сложилось еще одно правило: бойцы расчета, будь то операторы или инженеры, это всегда физически крепкие ребята.
— Нужно нести «птиц», боеприпасы, провизию... Да, какую-то часть маршрута до позиции мы движемся на технике, но дальше все равно пешком. Как штурмовики, мы в полной экипировке: «броник» (бронежилет), шлем, оружие, боекомплект, провиант... И можем пройти 5, а то и 10 километров.
Нагрузки очень тяжелые не только физические, но и умственные. Сами дроны модернизируются чуть ли не каждый месяц, неделю, а то и день. «Таксист» «летает» год с небольшим и видит, как стремительно развиваются беспилотные системы. Появились оптоволокно, дроны, которые могут работать на дальность 40 километров и больше...
— Помимо умения летать нужно работать над собой, изучать новую информацию. Понимать систему управления, передачу видео. Бывает так, что надо работать, а случилась поломка – нет сигнала и так далее. И тебе нужно знать, как все это починить в полевых условиях.
Парни и сами каждый день что-то изобретают. Выбирают дрон под каждую задачу, подготавливают боеприпасы: различные типы осколочных в основном используются против пехоты, кумулятивные – чтобы сжечь вражескую технику.
— Когда была интенсивная работа, когда шли штурмовые действия нашего батальона и смежных подразделений, мы отрабатывали плодотворно: отправляли по 20 штук дронов за день. Стояли буквально в четырех километрах от переднего края. Мы всегда были, что называется, на острие атаки.
Сейчас расчеты стараются держаться от передка подальше. Во-первых, техника позволяет работать на большую дальность. Во-вторых, так, разумеется, безопаснее. Противник вновь активизировался в Сумской области. В районе Алексеевки и Юнаковки идут тяжелейшие встречные бои. В «наступ последней надежды» мясник Сырский бросил очередные элитные части, стянув их со всего фронта.
Элитные подразделения «Птах Мадяра» и спецназа главного управления разведки Украины «Химера», а также многочисленные мобилизованные, прошедшие двухмесячный курс подготовки в Великобритании, пытаются склонить чашу весов в пользу ВСУ на всем участке буферной зоны в Сумской области.
— В основном противник работает малыми группами, так как всю технику, которая попадает под взор наших «птиц», мы уничтожаем. Во время крайних вылетов совместно с соседями, пограничниками и спецназом уничтожили танк противника и весь боекомплект для этого танка. Самоходку «Гвоздика» сожгли, она больше не будет причинять вреда. Накрыли фуру, которую противник использовал для подвоза боекомплекта, – вспоминает наиболее запомнившиеся эпизоды «Таксист». – Все, кто сейчас защищают приграничье, делают свою работу хорошо, и противник не проходит. Как бы он ни старался, этого не допускаем.
По словам командира расчета, подразделение беспилотных систем полка работает как единый отлаженный механизм. По выявленным взводом «мавиков» целей работают сразу 2-3 расчета дронов-камикадзе. Вскрывают позиции и уничтожают замаскированные орудия. Подтверждается информация о больших потерях и среди бандеровских дроноводов, в том числе «залетных», из стран НАТО. Позиции операторов дронов ВСУ – приоритетная цель для наших расчетов FPV. Работают они, как правило, автономно и при необходимости могут оперативно сняться с места, подойти ближе к переднему краю или перейти на другой участок фронта.
– Бывает, что выходим и на свободную охоту без конкретной задачи, чтобы противник понимал, куда идти не нужно, а не нужно в любом нашем направлении, – шутит на прощание «Таксист». – Все расчеты, да и вообще все наши мужики, работают 24 на 7, чтобы этого не произошло.