В Госдуме резко раскритиковали эксперимент по онлайн-продажам алкоголя: «Где мы остановимся?»

Депутаты прогнозируют рост преступности и социальные проблемы из-за доступности алкоголя

Онлайн-торговля алкоголем через маркетплейсы может стартовать уже в 2026 году. Эксперимент, затеянный Минцифры и поданный как причудливый коктейль из заботы об отечественных виноделах, удобства покупателей и использования высоких технологий, депутатам Госдумы по нраву не пришелся. Законодательную новинку они продегустировали и вынесли свой вердикт, как бывалые сомелье: бизнес-интересов тут перебор, от идеи обкатать эксперимент на энергетиках становится горько, а надежность проверок возраста покупателя с помощью ИИ выветривается еще до начала дегустации.

Депутаты прогнозируют рост преступности и социальные проблемы из-за доступности алкоголя

тестовый баннер под заглавное изображение

Градус в данном случае крадет не закуска, как принято считать в народе, а депутатская бдительность. В стенах нижней палаты думцы решили по нотам разобрать букет грядущего эксперимента с продажами вин через маркетплейсы.

Идентифицировать покупателя на предмет его возраста – все-таки винная продукция имеет маркировку «18+», - сторонники реформы предлагают с помощью пресловутой биометрии и технологии искусственного интеллекта. Вроде бы прорывное решение, но главе семейного комитета ГД Нине Останиной (КПРФ) оно не понравилось категорически.

- Это искусственный интеллект, в котором тоже не бывает стопроцентного качества, - справедливо заметила Нина Александровна на круглом столе в ГД и поведала любопытный факт: в Индии в 2024 году полицейские базы с биометрией граждан попали в публичное пространство.  

- Все-таки не только бабушки поддаются на уловки мошенников, использующих ИИ. И профессура, и академики оказываются жертвами. Поэтому обожествлять давайте не будем это, - отрезала Останина.

Депутаты искренне удивляются: о какой онлайн-торговле алкоголем может вообще идти речь, если даже офлайн-секторе порядок навести до сих пор не можем? Парламентарий привел известный пример: покупает бутылку горячительного взрослый, а потом передает ее группе подростков. А тут еще и в глобальную сеть хотят эту гидру выпустить.

А вообще, идея-то разрешить дистанционную продажу алкоголя чья? Этот вопрос интересует многих в депутатском корпусе. Маркетплейсы – это уже второй эксперимент, первым шагом была попытка наладить продажи по почтовым каналам.

Так чей гений на этот раз породил желание напоить население без отрыва пятой точки от дивана?

Представители профильных ведомств мялись, ссылались на резолюцию президента страны под неким министерским документом под грифом ДСП. Но потом сознались: идея родилась в головах отечественных производителей вина. Что, в принципе, ни разу не сенсационно. Мысль о ликеро-водочном дистанте появилась на фоне низких продаж отечественного вина и политике по поддержке его производства.

- У меня такой вопрос: а где мы остановимся? Где предел? – депутат Султан Хамзаев (ЕР) логично предположил, что воронка желаний бизнес-сообщества едва ли схлопнется, а это значит, что от депутатов будут всякий раз требовать одного и того же – чтобы законодательный горшочек варил на благо капиталов российских виноделов. - Аппетит приходит во время еды, и мы знаем, как работает алкогольная индустрия. Для нас это не секрет. Мы знаем цель алкогольной индустрии – это расширение рынка, увеличение объемов продаж, заработки. Нагрузка вся ляжет на государство. Социальные потрясения, криминальная статистика и так далее. Где потолок?

Говоря о «потолке», депутат имел в виду не момент, когда бизнес-лобби включит режим заботы о здоровье нации (наивно же, нет?). Он имел в виду градусы: 12, 17? Или может сразу 40? 

Порядок надо наводить не только в сфере продаж горячительного, но и с энергетиками, вспомнили участники круглого стола. Не просто так, кстати, вспомнили: обкатать новую систему проверки возраста покупателя авторы идеи хотят именно на энергетических напитках. Детям их продавать запретили недавно принятым законом.

Изящество, с которой алкобизнес протаскивает свои интересы через законодательное поле, у депутатов вызвало желание снять шляпу. Это классический сдвиг окна Овертона: сначала эксперимент с дистанционной продажей, потом захват виртуальных полок на маркетплейсах, а дальше что? А следить за тем, кто покупает и сколько, будет вездесущий – глючный и несовершенный – ИИ. Еще лет десять назад подобное могло почудиться только с изрядного похмелья или в бреду. А теперь это всерьез обсуждают политики и искренне не понимают, что с этим делать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29667 от 11 декабря 2025

Заголовок в газете: Невинные желания винного лобби

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру