Выбор за мужика

Деревня проголосовала за знакомые фамилии

Выборы в городе и в селе — две разновеликие величины. В том смысле, что в первом случае для народа поход на избирательный участок — почти что наказание, во втором — праздник. Причем безо всякой натяжки.

В селе мало разговоров на тему, какая партия всех сильнее. Здесь и к нововведению — выбирать по партийным спискам — отнеслись снисходительно. Там, мол, в городах, виднее. Главное — можно нарядиться, пройтись по улице до избирательного участка, раскланиваясь с соседями, коих в обычные дни и не увидишь — кто на работе, кто в огородах или к детям погостить укатил.  

В Серпуховском районе на 36 избирательных участках выбирали глав ряда местных поселений и сельских депутатов. Конкуренция как никогда была жесткой. Своих кандидатов выдвинули пять партий: “Единая Россия”, КПРФ, “Справедливая Россия”, ЛДПР, “Правое дело”. Но сельчане все равно больше реагировали на знакомые фамилии.  

Потому и старались группы поддержки всяк на свой манер закрепить в головах голосующих нужное имя. В местечке Данки журналистам жаловался один из кандидатов на пост главы поселения, что неподалеку от детского сада, в котором был развернут избирательный участок, группа парней останавливала идущих голосовать и предлагала поставить галочку перед конкретной фамилией.  

Кстати, самих журналистов здесь встречали нелюбезно, сначала строго интересовались, какое издание представляем. Услышав про “Московский комсомолец”, председатель избиркома Татьяна Сергеева заглянула в некий список и тут же запретила вести фотосъемку, а следом и вовсе заявила, что нашу газету здесь не ждали. Спор разрешил звонок в районную администрацию. Только после него нам разрешили находиться на участке.  

Именно в данковском “кусте” выборы проходили весьма непросто. Накануне глава поселения Николай Михайлин, вновь выставивший свою кандидатуру, получил предупреждение, что если не сойдет с дистанции, то пожалеет, ибо расплачиваться за его решение будет в том числе и семья. Угроза была столь серьезной, что Михайлин с семьей вынужден был некоторое время жить на другой квартире.  

Потому в Данках было много милиции и наблюдателей, ошарашенных появлением перед урной людей в одинаковых опрятных костюмчиках, стриженных “под Котовского” и с индифферентным выражением лиц. Голосовать пришел спецконтингент психоневрологического интерната. Было странно наблюдать, как стриженые топчутся в кабинках для голосования, а им со всех сторон советуют “где-нибудь поставить галочку”. Интересно, где эти галочки в итоге появились?  

В селе Лукьяново центром выборов стало бывшее здание администрации. На крыльце надрывался магнитофон, призванный поднять градус настроения. Народ шел голосовать весьма активно. Сергей Артамонов, председатель здешнего избиркома, раскланивался со стариками, которые явно преобладали среди голосующих.  

— У нас вокруг небольшие деревеньки, в которых только немолодые и остаются. Не все смогут к нам добраться самостоятельно. К ним выезжают члены избирательной комиссии с наблюдателями. Видите этот опломбированный ящичек? В него и опускают бюллетени.  

— Где тут голосуют? — баба Зина Киселева вошла по-хозяйски, опираясь на крепкую палку. Она в Лукьянове каждую собаку знает, каждый закоулок. Через два года восемьдесят стукнет, а голос звонкий, глаз острый. Всю жизнь дорожницей работала в местном же ДРСУ, где сплошь мужики. Поневоле их замашки перехватишь.  

У бабы Зины своя логика. Голосовать — так за мужика. Она не понимает, как выбирать по партиям. Смотрит, чтоб в списках были мужские фамилии. На выходе так и протолковала, мол, за мужиков голос отдала.  

Вслед за ней появилась не менее колоритная фигура — пришел местный батюшка отец Андрей, возрождающий нынче храм Николая Чудотворца в Лукьянове. Тоже списки под названиями партий весьма подробно изучил. Увидев одну из женских фамилий, сказал как отрезал, за эту голосовать не буду. Но, видимо, решение давалось не просто, и святой отец еще несколько раз возвращался к стенду.
Мы тем временем засобирались на выездное голосование в отдаленные деревеньки. Наталья Шестакова, помощник председателя местного избиркома, с удовольствием поведала, что среди здешних избирателей немало старожилов, ровесников Серпуховского района и Московской области. В деревне Волково, например. Здесь голосующих по пальцам одной руки можно перечесть, зато что ни дом — то сплошь Емельяновы. Зинаида Егоровна, Валентина Николаевна, Любовь Максимовна. Эту компанию разбавляет Любовь Дмитриевна Миронова.  

Восьмидесятилетие Емельяновой Любови Максимовны пришлось как раз на выборы. Она, по ее же выражению, дело на безделье не меняет. Спускает со лба очки на нос, серьезно вчитывается в бюллетень и уверенно ставит галочку в один из квадратиков. И только опустив лист в ящик для голосования, сообщает, что отдала голос за “Единую Россию”. Верит советам дочки Нади. Она для матери непререкаемый авторитет. Все-таки возглавлять районный загс не каждому доверят.  

Любовь Максимовна зовет к столу. За граненой старинной рюмкой водки рассказывает, что хоть по-всякому ей жилось, но выборы — это святое. Интересуется, к кому из старожилов еще заезжали. Услышав имя Кузнецова из соседней деревеньки Щеболово, встрепенулась: жив еще?  

Еще как жив! Радуем юбиляршу известием. И рассказываем, как нас сначала проинформировала об Иване Николаевиче соседка. Та напросилась в нашу машину в Лукьянове, куда привозила на продажу цветы с огорода. Узнав, что направляемся к Кузнецову, выдала одной порцией, что он в свои 92 года и за бутылочкой сходить не прочь, и баб пощипать.  

Дед Кузнецов встретил нас гладко выбритыми щеками, хитрым прищуром молодых глаз и уверением, что он всегда голосует со всей ответственностью. Раньше за коммунистов, теперь “все равно за кого”. Иван Николаевич — ветеран Великой Отечественной. Родом из многодетной семьи, в которой все долгожители. У него на сегодня сын Сергей, дочь Валентина, четыре внука и три правнука. Это они пусть в партиях разбираются. Но главное, тоже живут долго. Будет кому на выборы ходить.

ВЫБОРЫ ОКАЗАЛИСЬ ПРЕДСКАЗУЕМЫМИ

Все, или практически все, что предрекали политтехнологи, оказалось предсказуемым. Московская область 11 октября успешно проголосовала за новую местную власть в 571 муниципальном образовании. На избирательных участках не было очередей, но тем не менее 40 процентов избирателей добрались до урн на участках голосования и определились со своим выбором.  

Совершенно однозначно, что несомненным лидером оказались представители “Единой России” — им жители Подмосковья отдали наибольшее количество голосов. Начиная от выборов глав районов (Истринский, Рузский, Воскресенский и др.) — там “ЕР” собрала 82% голосов, заканчивая выборами в советы городских и сельских поселений (75%) и советами муниципалитетов (60%). Особой неожиданностью этот факт не стал, хотя и особого повода для оптимизма не наблюдается. Люди в регионах внимательно следят за деятельностью различных партий и весьма разборчиво отдают предпочтение тем или иным претендентам на местную власть. Весьма влиятельными оказались на минувших выборах позиции КПРФ, чьи кандидаты заняли второе место в рейтинге популярности у электората. Следующий этап “битвы за власть” состоится в Московской области в марте следующего года. Вероятно, что каждая из политических партий сделает “оргвыводы” из нынешних выборов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру