“Это была большая мирная революция”

Посол Германии Вальтер Юрген Шмид: “Сегодняшние тридцатилетние почти не помнят то, что было до 1989 года”

В ноябре Германия празднует 20-летие важнейшего для нее события второй половины XX века — падения Берлинской стены. Несколько десятилетий она разделяла не только нацию, но и всю Европу, была “железным занавесом” в миниатюре, натянутым между странами коммунистического блока и капиталистическим Западом. Снос Берлинской стены стал началом конца “холодной войны”, предвестником объединения ФРГ и ГДР в одно государство. Но зажил ли шрам на сердце Германии? На этот и другие вопросы в интервью “МК” ответил посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Вальтер Юрген ШМИД.  

— В ноябре 1989 года пала стена, разделявшая не только Берлин, но и немецкую нацию. Тогдашняя эйфория — оправдана ли она с точки зрения сегодняшнего дня?  

— Это было и остается грандиозным событием. Настал конец разделению не только Германии, но и всей Европы, всего мира.  

— Воссоединение Германии — было ли это равноправным объединением или “недружественным поглощением”?  

— Если мы обратимся к истории, то вспомним, что народ ГДР восстал против собственного руководства, потребовав объединения. Тем самым процесс воссоединения страны в первую очередь двигали вперед граждане Восточной Германии. Вспомните демонстрации или выборы в 1990 году, последние в ГДР, — народ проголосовал за тех, кто повел их к объединению. Это была большая мирная революция граждан Германской Демократической Республики. Объединение назрело изнутри, оно не было навязано извне.  

— Сохраняется ли в повседневной жизни германского общества разделение на “весси” и “осси” — на западных и восточных немцев?  

— Мне кажется, что это разделение кануло в историю. И основной причиной тому служит смена поколений: сегодняшние тридцатилетние почти не помнят то, что было до 1989 года, и даже о том, что мы в процессе “срастания” стабильно двигались вперед.  

— Как вы оцениваете роль Советского Союза в интеграционных процессах в Германии 20 лет назад?  

— Советский Союз под руководством Михаила Горбачева продемонстрировал высокую степень осознания ответственности. Сам Горбачев в большой степени способствовал тому, чтобы историческое объединение произошло мирным путем. И именно поэтому мы по-прежнему благодарны ему.  

— Согласны ли вы с утверждением, что историю пишут победители и опыт ГДР в сегодняшней Германии искажается?  

— Я так не считаю. Сейчас совершенно на равных правах и весьма активно может вестись открытое обсуждение истории. Что же касается периода объединения, то в дискуссиях о нем участвуют в равной степени и бывшие граждане ГДР. Потому нельзя говорить в этой связи о победителях и проигравших. Мы — один народ, и искажать историю никто не собирается.  

— Недавно в Германии прошли выборы в бундестаг, и политическая конфигурация германского правительства претерпела изменения. Скажется ли это на российско-германских отношениях?  

— Россия и Германия — соседи, мы плотно сотрудничаем, это отвечает нашим общим интересам. Во всеобъемлющем партнерстве с Россией заинтересованы все политические силы Германии. На следующий день после выборов в бундестаг в телефонном разговоре между Президентом России и федеральным канцлером Ангелой Меркель было подчеркнуто намерение и впредь продолжать усиливать наше сотрудничество.  

— Насколько благоприятен инвестиционный климат в России? Не привел ли финансовый кризис к оттоку германского капитала из нашей страны?  

— С прошлого года мы все находимся в тяжелой экономической ситуации, хотя совершенно очевидно, что начинаем выкарабкиваться. Как раз на этой неделе (19—25 октября) запускаются сразу два инвестиционных проекта: завод “Фольксваген” в Калуге перейдет на производство полного цикла, а также откроется диализный центр в Мордовии, строительством которого занималась германская фирма “Фрезениус”. Как вы видите, германская экономика сохраняет активность. Однако и российский бизнес наращивает свое присутствие в Германии — вспомним, например, покупку “Опеля” и Ваданских верфей.  

— У Германии не вызывает озабоченности покупка стратегически важных предприятий крупными российскими предпринимателями?  

— У нас открытая экономика, которая может процветать лишь в условиях экономического сотрудничества. В ходе недавней встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым в Сочи Ангела Меркель дала понять, что правительство поддерживает подобные инвестиционные проекты.  

— Какова позиция Германии относительно отказа от размещения систем ПРО в Восточной Европе?  

— Берлин приветствовал это решение. Это позволяет нам обсуждать новые совместные перспективы защиты от угроз, которые, несомненно, существуют.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру