Народ расплатился с Баксом

Что ждет Киргизию после свержения президента с долларовой кличкой

Что ждет Киргизию после свержения президента с долларовой кличкой
Максим Бакиев.
Одна революция за пять лет еще может быть случайностью, но две — это уже традиция. Власть в Киргизии выскользнула из рук президента Курманбека Бакиева. Но новым лидерам страны тоже не позавидуешь. Экономика на краю пропасти. Но при наличии у Москвы желания эту дыру можно хотя бы временно заткнуть. Главная опасность — возможность превращения Киргизии в некое подобие Эквадора ХIX века, страну, в которой правят бал криминальные структуры, а власть меняется только с помощью переворотов.  

Самого страшного варианта развития событий в Киргизии — войны между севером и югом — похоже, удается избежать. Президент Бакиев бежал из расположенной на севере страны столицы Бишкека на свой родной юг. Но мобилизовать земляков на контрреволюцию у него не получается. Причина — чрезмерная любовь президента (в республике его принято называть Бакс-Бакиев Курманбек Салиевич) к своим ближайшим родственникам.


За время своего президентства главный удар Курманбек Бакиев нанес по лидерам северных кланов. Но многие теневые правители юга, сыгравшие в 2005 году ключевую роль в приходе Бакиева к власти, тоже были постепенно оттеснены на задний план, если не хуже. Во время “тюльпановой революции” депутат и авторитетный бизнесмен Баяман Эркинбаев профинансировал марш нескольких тысяч боевиков из неформальной столицы юга города Ош в Бишкек. Но уже через несколько месяцев Эркинбаева кто-то застрелил.  

Популярный на юге министр обороны Исаков был брошен в тюрьму. Бывшему спикеру парламента Текебаеву перед вылетом в Варшаву в багаж подбросили героин. В безусловном выигрыше от правления Бакиева оказались лишь два его оставшихся жить на юге брата. Но, как выяснил Курманбек Салиевич на собственном горьком опыте, для сохранения власти поддержки одних только родственников все же недостаточно.  

Впрочем, бог с ним, Бакиевым. Он — это уже прошлое Киргизии. Что может светить республике в будущем? Верхушка нового временного правительства в Бишкеке — это в своей массе бывшие соратники Бакиева по “тюльпановой революции” 2005 года. Пять лет назад, свергнув Акаева, эти люди начали активно ссориться между собой. Новые склоки с разрывом отношений и хлопаньем дверями весьма вероятны и сейчас. Каждый крупный киргизский политик видит себя только в роли первого лица.  

Еще при Акаеве Киргизия начала стремительно криминализироваться. В 2001 году я пару дней отдыхал на вилле на берегу озера Иссык-Куль. Как-то вечером радушные хозяева отвели меня в местный бар. Ко мне тут же подошел мальчик лет двенадцати и начал недовольно что-то расспрашивать. До сих пор благодарен киргизской девушке, которая взяла меня за руку и увела. Мальчуган оказался племянником босса местной наркомафии. После моего ухода словесная перепалка между моими хозяевами и его боевиками едва не переросла в побоище с использованием пистолета Макарова и автомата Калашникова.  

 К концу правления Акаева многочисленные криминальные банды стали неизмеримо сильнее официальных силовых структур. После “тюльпановой революции” ситуация еще более ухудшилась. До момента своего убийства в 2006 году самым влиятельным человеком в стране считался не столько президент, сколько депутат и криминальный авторитет Рыспек Акматбаев. Дело дошло до того, что Рыспек прилюдно пообещал набить морду премьер-министру. “Как же так?” — спросил я у Бакиева во время интервью. “А что вы меня спрашиваете? — не моргнув глазом ответил президент. — Он же не мне пообещал набить морду, а премьер-министру. Вот с ним и говорите!”  

Естественно, в стране с такими слабыми государственными институтами не может быть успешной экономики. Киргизия выживала за счет переводов трудовых мигрантов из России и прямых финансовых вливаний из Москвы. Собственно, усыхание этой долларовой реки и стало одной из главных подспудных причин социального взрыва.  

Но как еще могла поступить Россия? Мало того что Бакиев втемную использовал Кремль для выбивания у американцев дополнительной оплаты за аренду авиабазы “Манас”. Согласно упорно ходящим по Бишкеку слухам, несколько сотен миллионов долларов из последнего российского кредита были переданы в управление некоему Евгению Гуревичу — малоизвестному финансисту, связанному, по данным американских СМИ, с итальянской мафией.  

Являются ли нынешние проблемы Киргизии неразрешимыми? После новой волны погромов желающих инвестировать в экономику Киргизии станет еще меньше. Если бы страна не имела стратегического значения, ее бы все просто бросили на произвол судьбы. Но, к счастью для республики, у нее очень выгодное географическое положение. В стабильности в этой стране кровно заинтересованы и Россия, и Америка.  

Но если сами киргизские политики не возьмутся за ум, никакая поддержка великих держав не спасет республику. В последние годы в киргизской политике утвердился принцип “все кидают всех”. Типичной является судьба, например, одного из боссов нового правительства — Алмазбека Атамбаева. Во время политического кризиса весны 2007 года он был одним из лидеров противостоящих Бакиеву сил. Но тут президент предложил Атамбаеву кресло премьера — и тот немедленно кинул своих коллег по оппозиции. Однако едва обстановка в стране подуспокоилась, как премьера отравили прямо в его кабинете в доме правительства и после лечения отправили в отставку.  

Совсем без “кидалова” в политике нельзя. Но киргизским кланам стоит вспомнить подзабытое умение договариваться друг с другом и держать свое слово. Нельзя бесконечно подвергать свою страну испытанию на прочность. Третьей “народной революции” страна может и не пережить.

Курманбек Бакиев: “Мой сын занимается бизнесом с шестого класса”

В феврале 2006 года мне довелось взять интервью у президента Курманбека Бакиева. Тогда по просьбе помощников лидера Киргизии материал так и не вышел. Но некоторые мысли свергнутого президента интересны и четыре года спустя.  

— Г-н президент, можно ли сказать, что революция 2005 года была положительным моментом в истории Киргизии? Есть мнение, что волна погромов и насилия отбросила Киргизию назад на многие десятилетия.  

— Никуда революция нас не отбросила. Слава богу, что она произошла. Если бы революции не было, мы бы так и продолжали гнить и врать о том, что у нас демократия и свобода СМИ! Что же до погромов, то они были только на одну ночь. И громили только заведения, имевшие отношение к Акаеву и Ко. Ну и мелкие лавчонки попались под горячую руку!  

— Вам не кажется, что насильственное свержение Акаева создало опасный прецедент? Мол, раз свергли одного президента, так почему нельзя свергнуть и другого?  

— Есть горячие головы, которые думают именно так. Более того, одна попытка захвата власти уже была. Конечно, это очень нехороший прецедент. Но его создал сам Акаев. Ему не надо было убегать и бросать страну.  

— При Акаеве говорили, что всю местную экономику под себя подмяли сын и зять президента. А сейчас то же самое говорят про вашего сына Максима. Каков ваш комментарий?  

— У Максима в Кыргызстане нет абсолютно никакого бизнеса. Мой сын занимается бизнесом с 3-го курса Славянского университета. Но весь его бизнес связан с Казахстаном и Россией. Он ведь учится в Москве — в Дипломатической академии. А если до конца быть откровенным, Максим занимается бизнесом аж с шестого класса школы.  

В 1990 году на первых альтернативных выборах в Кыргызстане я был избран первым секретарем горкома партии. Через некоторое время Максима, как отличника, отправили в поездку в Москву. Мама, естественно, дала ему денег на карманные расходы. Все остальные детки тратили свои деньги на мороженое, еду и театр. А Максим ущемлял себя в еде и купил целую сумку сигарет. Затем привез их в наш город. Тогда это был дефицит. Продал — сделал небольшой капиталец. Затем купил на эти деньги водку — это был еще больший дефицит — и стал ее продавать.  

Я об этом узнал случайно. Захожу однажды в угольный сарай. А там стоят 3 или 4 ящика водки. Спрашиваю жену: “Таня, откуда водка?” Она: “Не хотела тебе говорить. Это Максимкина водка”. Я: “Как Максимкина водка? Вы меня позорите! Я же первый секретарь горкома партии! А он, бессовестный, водкой торгует”. Тогда я отправил водку в город и велел ее раздать. Но на деньги, которые Максим успел заработать к тому моменту, он купил мне осенние туфли “Саламандра”.  

— А может быть, вы сейчас тоже не знаете о всех бизнес-проектах Максима?  

— Нет, сейчас я знаю. Как только я стал президентом, я тут же заявил всем своим родственникам: “И мы и весь народ знаем, как жила семья предыдущего главы государства. Не хочу, чтобы вы меня поставили в такую же ситуацию”. Мои дети в отличие от акаевских не избалованы. Я всегда их держал очень строго.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру