Назарбаев скушал елбасы

Президента Казахстана все-таки объявили “лидером нации”

Новый титул “лидер нации” (по-казахски “елбасы”) получил-таки президент Нурсултан Назарбаев. Как уже писал “МК”, сам Нурсултан Абишевич подписать принятый парламентом соответствующий закон отказался. Но в казахстанском законодательстве нашлась лазейка: если президент не накладывает на закон вето, он считается принятым. Теперь все гадают: зачем Назарбаеву понадобилось проворачивать столь изощренную политическую комбинацию.
Президента Казахстана все-таки объявили “лидером нации”

Среди лидеров стран СНГ Нурсултан Назарбаев всегда считался образцом адекватности и здравого смысла. Говорить, что сейчас он выбросил этот имидж в мусорную корзину, — поддаваться истерике. Ни завтра, ни послезавтра республика не будет уставлена золотыми статуями вождя. Президент всего лишь нашел изящный способ принять подарок парламента к своему грядущему 70-летию.

Преждевременно говорить о каком-либо ущербе для международной репутации Казахстана, который сейчас, к слову сказать, председательствует в ОБСЕ. Назарбаев — слишком важный партнер и для Москвы, и для Запада, чтобы кто-то обращал внимание на такие частности, как присвоение титулов. Западные СМИ в своей массе пока поступили именно так.

Короче, никакой катастрофы в Казахстане не произошло. Республика по-прежнему остается братом-близнецом России. Это страна, где, как и у нас, причудливо переплетаются традиции единоличного правления и современные веяния, нормы Запада и нормы Востока.

Но делать вид, что ничего не произошло, — ударяться в другую крайность. Чтобы найти повод для критики последней казахстанской законодательной новации, не нужно быть оппозиционером. Нурсултан Назарбаев все сказал сам в своем недавнем обращении к парламенту и народу: “Статус лидера нации нельзя обрести лишь на основе буквы закона, декретов и других правовых актов. Все годы независимости мы с вами строим свободное светское государство, нормы жизнедеятельности которого соответствуют мировым стандартам и обычаями. Считаю, что статус лидера нации не нужно закреплять какими-либо законодательными актами”.

Иными словами, сам Назарбаев приучил всех к тому, что Казахстан следует оценивать по другим стандартам, нежели всю остальную Центральную Азию. Должны ли мы теперь отказываться от подобного подхода?

Ясно, что, если бы Нурсултан Абишевич захотел, закон о лидере нации никогда бы не вступил в силу. Но сегодня у нас нет ответа на основной вопрос: зачем? Почему Назарбаев не пожелал настоять на своем отказе от абсолютно необязательного титула?

“Вы можете доказать, что Назарбаев не забронзовел?” — спросил я у советника президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамета Ертысбаева. Ответ многолетнего соратника Нурсултана Назарбаева звучал так: “Известный казахстанский оппозиционер Сергей Дуванов заявил после апрельских событий в Киргизии: президентов надо менять как памперсы. Однако в Казахстане элита и большая часть населения придерживаются другого мнения. Киргизская трагедия в который раз показала, что даже плохая власть лучше, чем безвластие. Но у нас, в Казахстане, власть эффективна, и мы хотим, чтобы она осталось таковой. Ясно, что заложенный в законе о лидере нации механизм будет работать на полную катушку только после ухода Назарбаева с поста президента. Закон гарантирует, что Назарбаев останется в политической жизни страны независимо от того, занимает он кресло главы государства или нет”.

Если новый закон поможет обеспечить преемственность власти в Казахстане, его действительно можно только приветствовать. Но вот так ли это? В любом случае речь идет об этапном моменте в карьере Нурсултана Назарбаева. Президент Казахстана переходит в какое-то новое политическое качество. Осталось понять лишь, в какое именно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру