На секретной почте Его Величества

“МК” раскрыл тайны самой таинственной профессии

Вряд ли кто знает, что в самолете “Ту-154”, который совершил аварийную посадку в аэропорту “Домодедово”, были два фельдъегеря. И даже когда кресла, на которых сидели сотрудники спецслужб, оторвало и вынесло на 4 ряда вперед, ни один из них не выпустил из рук секретную почту. Оба готовы были погибнуть, спасая ее. А той, кстати, в общем-то ничего и не грозило: сумки, в которых она лежала, не горят, не тонут и не рвутся. И это, поверьте, не единственный секрет фельдъегерей.

Некоторые тайны самой загадочной профессии раскрыл накануне дня рождения фельдъегерской службы России (214-го по счету!) спецкор “МК”. В Государственной фельдъегерской службе в честь своего праздника соглашаются рассказать невероятные факты из жизни фельдъегерей, перемежая историю с современностью.

“МК” раскрыл тайны самой таинственной профессии
Вот так выглядел фельдъегерь почти 200 лет назад. Фото: Ева Меркачева.

ФАКТ №1

Фельдъегерь может выполнять несвойственные ему функции

Доподлинно известно, что помимо доставки важной корреспонденции от императора фельдъегерям (в царские времена их даже называли офицерами для особых поручений) приходилось сопровождать попавших в немилость к первым лицам государства либо в ссылку, любо в тюрьму. Такой чести были удостоены, к примеру, Достоевский, Тарас Шевченко, Грибоедов... То есть люди, которые по своему социальному и общественному положению стояли выше самих фельдъегерей. А вот Пушкину удалось избежать ссылки — фельдъегерь Блинков доставил великого поэта всего лишь на личную аудиенцию к самому императору.

Но самая удивительная и, пожалуй, миролюбивая история случилась во времена Александра I. Император как-то приехал со своей свитой в Боровичи. И в какой-то момент его личный повар Миллер не явился. Барон Дибич, ответственный за своевременную подачу обеда на стол, был в ужасе. Он прекрасно понимал, что гнев императора падет в первую очередь на его голову. Собрав свиту, барон спросил: “Кто умеет готовить?”. Те потупились. И барон, недолго думая, указал пальцем на... императорского фельдъегеря. Пришлось тому временно поменять форменный головной убор на поварской колпак. Примерно за час он смог приготовить целых 5 блюд: стерляжья уха на первое, затем поросенок под галантиром, разварной судак, жареные рябчики и десерт из фруктов, которые успели за короткое время найти в окрестностях Боровичей.

Император, сидевший за обеденным столом, был удивлен, когда вместо его повара с подносом в руках появился личный фельдъегерь. Однако Александр настолько ему доверял, что спокойно принялся за еду. Вся свита в замочную скважину подглядывала и тряслась — вдруг императору не понравится. Но стряпня еще как пришлась по вкусу. В конце обеда император подозвал фельдъегеря и похвалил: “Молодец, голубчик”.

Сегодня секретные курьеры ни Медведеву, ни Путину не готовят. И в СИЗО даже самых “выдающихся” преступников не доставляют. Но сами признаются, что поручения могут исполнять самые невероятные и выступать при этом чуть ли не в любой роли. При этом перевозить они могут не только “бумажки”. И отсюда вытекает...

ФАКТ №2

Фельдъегеря доставляют не только письма и документы

В начале века они, к примеру, возили из сибирских приисков золото... И сейчас, судя по огромным сумкам, которые несут фельдъегеря, понятно, что там не только важные бумаги. Фельдъегеря часто доставляют образцы промышленных изделий, имеющих гриф секретности. Также это могут быть какие-то биоматериалы, уникальные лекарства и вообще все, что только придет в голову. Только о содержимом своего багажа сам сотрудник ничего не знает, кроме адресата и времени вручения. Главное для него самого — ни при каких обстоятельствах он не должен дать кому бы то ни было завладеть его грузом. Любой ценой. Во время Великой Отечественной войны фельдъегерь Данченко летел с корреспонденцией за линию фронта. Его самолет подбили фашисты. Фельдъегерь погиб, но уничтожил все документы, а особо важный ему даже пришлось... съесть!

Любопытно, что при Павле Первом часто фельдъегерь сам был... донесением. Он запоминал содержимое пакета на случай, если с тем что-то случится (выкрадут или испортится). Сейчас необходимости в этом, как уверяют в ГФС, нет. Но память у фельдъегерей такая же отличная, как ориентация в пространстве. Впрочем, последняя в нынешние времена не так уж и нужна. Ведь много ходить пешком фельдъегерям сегодня не приходится. Не положено. Потому что так более опасно. Если все же нужно преодолевать довольно приличные расстояния своим ходом, то фельдъегерь мобилизует все свои внутренние ресурсы. Он просчитывает любые возможные риски, по глазам способен определить, представляет ли встречный прохожий хоть какую-то потенциальную опасность. А вообще же фельдъегеря предпочитают передвигаться на самолетах, поездах или машинах. Потому кстати будет...

ФАКТ №3

Фельдъегеря первыми получили спецсигналы

В дореволюционной России они доставляли почту в каретах и санях. Так вот только их транспорт имел спецсигнал — особый колокольчик. Его звон означал, что любой обязан уступить дорогу секретному гонцу. Так что когда мчался фельдъегерь, все остальные кибитки смиренно сворачивали на обочину. А потом офицеры раскатывали с важными донесениями на... велосипедах. У каждого был складной двухколесный “конь”, который легко можно было повесить на плечо.

Сегодня ездят секретные гонцы в прямом смысле слова на чудо-автомобилях. Сделаны они на базе “Газелей”. Ну а вообще машины в ГФС используют самые разные — от “шестерки” до бронированных джипов. Также специально для фельдъегерей, которые ездят в неспокойные точки, были сконструированы автомобили, устойчивые к стрелковому оружию разных типов. Причем они без внешних признаков бронирования и скоростные.

То, что фельдъегеря лихачат, совсем не байки. Ездят они действительно предельно быстро, и “мигалки” открывают для них многие дороги. С царских времен девизом фельдъегеря были слова: “Если я не спешу, я теряю достоинство”. Всем гонцам внушалось, что промедление смерти подобно, и потому порой они не могли остановиться, даже чтобы элементарно справить нужду.

Увы, и государевы гонцы попадают в ДТП. Редко, но бывает. Не так давно один из фельдъегерей серьезно пострадал в автокатастрофе. Весь в крови, на грани обморока, он не подпустил к себе ни одного доктора, пока не передал секретную почту прибывшему на место ЧП коллеге. А еще фельдъегеря часто путешествуют в поездах. В кабинете истории ГФС сохранились уникальные фотографии, где запечатлено, как в купе сотрудники обмениваются секретной корреспонденцией. К сведению, ездят они в отдельных вагонах, куда доступ посторонним запрещен. Что касается самолетов, это самый популярный вид транспорта для секретных гонцов. Немудрено, что они оказались даже в рейсе “Дагестанских авиалиний”, который пострадал от неполадок и совершил аварийную посадку в “Домодедово”. Как только они смогли передать свои сумки подоспевшим к месту ЧП коллегам, сразу же принялись помогать другим пострадавшим пассажирам.

ФАКТ №4

Чудо-сумки на секретной службе

Эх, и в чем только не приходилось доставлять корреспонденцию фельдъегерям! В кабинете истории ГФС сохранились конверты, которым больше века. Обычно на всех вверенных фельдъегерю письмах стояли сургучные печати красного или черного цветов. Но письмо это или еще что, гонец должен был его еще и положить в специальную сумку. Так вот в этом качестве за двести лет службы использовались и ранцы, и кожаные портфели, и холщовые мешки, и титановые чемоданы... Передо мной огромный сундук, который использовали гонцы в качестве багажа в царские годы. Вещь уникальная и, главное, очень функциональная! Сундук, который нашли во время археологических раскопок, очень прочный, легкий и запирается на такой надежный замок, что его никто посторонний не откроет.

Сейчас фельдъегеря чаще всего доставляют важный груз в сумке, которая изготовлена из устойчивого к огню, воде и прочим неожиданностям материала. Между прочим, это тоже секретная разработка российских ученых.

ФАКТ №5

Фельдъегерь всегда может дать отпор неприятелю

Когда фельдъегеря доставляли золото, в тайге на них частенько нападали бандиты. Офицеры отстреливались, но, бывало, гибли... В последнее время таких случаев, слава богу, не припомнят. Но все равно, когда фельдъегерь сейчас везет груз, по инструкции одна рука должна быть свободной. Это чтобы в случае возникновения угрозы нападения суметь быстро оказать отпор. Насчет отпора — тут уж, как уверяют специалисты, можно не сомневаться. Доставляют почту только фельдъегеря-мужчины (женщины занимаются упаковкой, шифровкой и прочими “мирными” обязанностями). Причем крепкие и сильные. У каждого — либо пистолет Макарова, либо пистолет-пулемет ПП-91, либо “Бизон”, либо автомат Калашникова.

"МК" раскрыл тайны фельдъегерской службы

"МК" раскрыл тайны фельдъегерской службы

Смотрите фотогалерею по теме

— Был случай, когда в самолете, где летел наш сотрудник, один из пассажиров напал на другого, — вспоминает ветеран-фельдъегерь. — Ударил его в спину ножом. Замахнулся для второго удара, но тут подскочил наш и приемом самбо скрутил негодяя. А в 90-х нашими сотрудниками был предотвращен угон авиалайнера за рубеж. Фельдъегеря, которые летели этим рейсом, сами обезвредили угонщиков.

ФАКТ №6

Дресс-код для секретного гонца

Форма у фельдъегерей всегда была предметом всеобщей зависти и восхищения. Сильная, со вкусом сделанная. Долгое время непременным атрибутом фельдъегеря были перчатки и трость. Шик, одним словом. Но тут выясняется, что не всегда форма была удобная. Вот, к примеру, мне показывают сделанную из настоящей кожи каску. Когда фельдъегерь приезжал на почтовую станцию, сразу же снимал ее и надевал на самовар, который обычно тут пыхтел. Пока гонец оформлял подорожную, каска разогревалась и под паром принимала более объемную форму. Именно так гонец спасался. Ведь кожа, из которой она была сделана, на морозе сжималась и давила ему во время езды на виски. Могу представить, какое это было неприятное чувство...

Особенно изысканная форма была у гонцов, работающих в белогвардейской армии. Кстати, в кабинете истории ГФС она появилась совсем недавно. Думаю, объяснять, почему, особенно не нужно. В советские годы фельдъегерь обычно ходил в кожанке и в валенках. В современной России фельдъегеря меняли форму не один раз. И вот совсем недавно у них снова появилась новая, темно-синяя (до сих пор была зеленоватая). Она чем-то похожа на военную, так что сотрудника ГФС можно спутать с армейским офицером. Ну а вообще в зависимости от поручений фельдъегеря могут одеваться и выглядеть по-разному. Если требуется полнейшая конспирация, уверяю вас, вы ни за что не узнаете в толпе секретного гонца.

“МК” поздравляет сотрудников ГФС с их профессиональным праздником!