«Российское открытие»: Найден невидимый «замок» воинственных самоедов

'МК - первый независимый пресс-секретарь российской науки'

24.06.2013 в 22:08, просмотров: 14485

Беспрецедентный исторический памятник «Надымский городок», напоминающий бункер, некогда населяли воинственные самоеды и остяки. Их заброшенное поселение было найдено археологами в самом устье реки Надым. В 17 веке царство Московское вело колонизационную войну, которая длилась больше века. Место раскопок и артефакты передают драматическую историю последних мгновений жизни местного населения перед приходом русских колонизаторов. Об открытии поселения "викингов Сибири" «МК» рассказал археолог и директор Института археологии Севера (Нефтеюганск) Олег Кардаш.

«Российское открытие»: Найден невидимый «замок» воинственных самоедов
Реконструкция "Надымского городка". Изображение предоставил "МК" Олег В. Кардаш (из его монографии "Обдорские городки", Кн.1, 2013).

«Это самый уникальный археологический памятник на севере России по количеству материалов, свидетельствующих о жизни как аборигенного, так и русского населения, осваивающего «свободный» Север Евразии, заявляет российский ученый. - В результате раскопок не было найдено ни одного характерного предмета, встречающегося на археологических памятниках в Сибири. Не встречается здесь и предметов, связанных с христианским культом, а обнаруженный вещевой комплекс чрезвычайно богат вещами - такого еще в истории археологии не встречалось», утверждает исследователь из Нефтеюганска (Ханты-Мансийский автономный округ). 

Раскопки "Надымского городка". Изображение предоставил "МК" Олег В. Кардаш (из его монографии "Обдорские городки", Кн.1, 2013).

«Замок» летописной «самояди» напоминает скандинавские дома викингов, говорит исследователь древностей из Института археологии Севера. «Для Севера Сибири это был значительный торговый, административный, военно-политический центр аборигенов старины», говорит Олег Кардаш. Конструкция дома обусловлена холоднейшим местным климатом. Построенные впритык друг к другу, небольшие здания сверху были покрыты землей и дерном. Подобные жилищные конструкции существовали по всему северу Евразии вплоть до Камчатки. Такие здания было легко оборонять, да и вмещать такой комплекс мог много людей. Оборонять эту "крепость" было легко, потому как летом ее не замечали, поскольку они имели вид заросшей травой пойменной сопки, а зимой стены замерзали,  скованные ледяной коркой, которую сложно пробить или поджечь, объясняет археолог Кардаш.

К сожалению, в России реконструкцией таких объектов никто не занимается, поэтому о них мало чего известно, сетует ученый. Известны близкие по архитектуре норманские поселения в Европе и др. «Вообще «организация» этого городка кардинально отличается от традиционных для самоедов жилищ-чумов, поскольку относится к более древней традиции северного домостроения, бытовавшей до появления кочевников самоедов на данной территории», говорит Олег Кардаш.

Реконструкция "Надымского городка". Изображение предоставил "МК" Олег В. Кардаш (из его монографии "Обдорские городки", Кн.1, 2013).

По словам ученого, самые древние слои «Надымского городка» относятся к 12-13 векам. Древнейшие  сооружения здесь относятся к славянофинским народам. В те века поселение «Надымксий городок» являлось новгородской факторией в Западной Сибири. С этой торгово-промысловой фактории и формировался расцвет знаменитой Новгородской республики (12-14 века). Своего рода - пушная «скважина» Северной республики. Тогда как и сегодня пушнину добывали мужчины. «Приезжали сюда они надолго вследствие чего складывались брачные отношения с местными, объясняет Кардаш. Здесь жили и финно-угры и аборигенное население. Вступали в торговые отношения между собой. После того, как выбили всю пушнину и интересы царства Московского переместились на восток в ныне исчезнувший городо Мангазею (400 км от «Надымского городка»), "Надымский городок" опустел. Он был предан забвению русскими, но после этого в 16-17 веке пережил второй и, — вероятно, - главный свой расцвет благодаря уже аборигенному населению».

И вот начинается главная страница истории этих удивительных по своим пейзажам мест. В 17 веке верх тут берет народ под названием Самоеды (их потомками являются современные тундровые ненцы). Эти люди пришли из европейских тундр (Полярный Урал). Местные же карачаевские самоеды считали себя каменными самоедами (Полярный Урал). «Надымский городок» располагался на территории маленькой "страны" под названием Большая Карачея (военно-политического объединения свободных родовых и территориальных общин остяков и самоедов).

В период запустения бывшая новгородская фактория стала резиденцией князей Большой Карачеи, захвативших эти земли и ставших их полновластными хозяевами. Самоеды-захватчики много конфликтовали с аборигенным населением и все это закончилось морганатическим браком и условным объединением племен, повествует эпос. Есть тому свидетельство — на территории городка археологами была обнаружена ритуальная площадка с остатками жертвоприношений: «обработанные» рога оленей, кострища и др. «Здесь происходили ритуальные танцы с саблями».

Реконструкция "Надымского городка". Изображение предоставил "МК" Олег В. Кардаш (из его монографии "Обдорские городки", Кн.1, 2013).

Реконструкция "Надымского городка". Изображение предоставил "МК" Олег В. Кардаш (из его монографии "Обдорские городки", Кн.1, 2013).

«Надымский городок» интересен тем, что дошел до нас в «живом» виде. Дело в том, что его последние жители были убиты или же схвачены в плен, а вещи их почти нетронуты. Ну а поскольку

Справка МК ФАКТЫ

"Конфликты с аборигенным населением лишь в 30-е годы XVII в., приняли характер открытых военных столкновений, причём осуществляли их не европейские самоеды, а сибирские, составлявшие Большую Карачею с центром в Надыме", говорит историк Олег Кардаш.

места "дикие" — все сохранилось в первозданном виде. Самые яркие находки городка: вещи вождя и его ближайшего окружения, посохи шаманов, различные ритуальные фигурки, масса боевого оружия, заготовки оружия, а «более полусотни клинков относят этот памятник к беспрецедентным». Место раскопок передает драматическую историю: в момент последней стычки самоедов с русскими, первые «все что можно ценного побросали в снег, точно в песок, чтобы никто ничего не мог ничего найти». Это значит, что они мечтали сюда вернуться. «После на этом месте более никто не жил. Вслед за этими драматическими событиями самоеды превратились в активных кочевников Сибири — «так их было сложнее поймать и лишить независимости». 

Артефакты "Надымского городка". Изображение предоставил "МК" Олег В. Кардаш (из его монографии "Обдорские городки", Кн.1, 2013).
 

По мнению ученого из Нефтеюганска, самоедское общество было основано на кровном родстве. «Все

Справка МК ФАКТЫ

"Это была грабительская война как часть присваивающей экономики общества аборигенов, служившая для удовлетворения их разнообразных потребностей, которая была прекращена после смерти родовой знати и ликвидации экономической основы, как для вооружения, так и для получения сверхприбыльной торговли, всех сторон", констатирует ученый Олег Кардаш.

кто близкие по крови — все родственники, все остальные - добыча. Если противник сильный — он мог стать союзником или выжить». Основа их экономики — разведение и угон оленей, добыча песца и различных пушных зверей. «Занимались и грабежом, т.е. вели «присваивающий» образ жизни. Изготавливать металл, шить одежду они не умели. Снабжали пищей и пушниной молодые русские города Сибири», говорит Олег Кардаш.

Живущие на бывшей территории самоедов, современные ненцы («настоящие люди») относят себя к потомкам «вымерших» самоедов и нередко связывают себя с ними. «Особенно это любят делать интеллигенты-маргиналы из ненецкого социума. Они всеми силами стараются удревлить собственную культуру, видимо испытывая сомнения в собственном праве на эти земли», считает историк Олег Кардаш.

Местонахождение "Надымского городка" на карте (красная точка). Изображение предоставил "МК" Олег В. Кардаш (из его монографии "Обдорские городки", Кн.1, 2013).

По информации советской книги «Народы Сибири», 1956 года, самоеды (в русских источниках также самоядь, самоедины) — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, — ненцев (самоеды, самоеды-юраки), энцев (енисейские самоеды), нганасан (самоеды-тавгийцы), селькупов (остяко-самоеды). О происхождении названия «самоеды» единого мнения нет. Наиболее распространённая версия возводит его к словосочетанию самэ-еднэ, т. е. «земля саамов». Предполагается, что в ходе освоения Европейского Севера русские перенесли это название, первоначально употреблявшееся применительно к саамам (лопарям), на ненцев и другие родственные им народы.

* * *

Благодарю французского кинорежиссера Бенуа Сегюра (Benoit Segur) за подсказанную идею («Древние воины Сибири»/Les Rois Guerriers de Siberie, телеканал History), а также российского ученого Олега Кардаша за предоставленную громаду научных материалов и исторических реконструкций.

* * *

Другие выпуски новой рубрики MKru "Российское открытие":

- "Российское открытие": Сверхновые живут не одну жизнь (#1)

- "Российское открытие": Генетики смогут превратить маньяка в нормального человека (#2)