"Российское открытие": Генетики сделают злых добрыми

'МК - первый независимый пресс-секретарь российской науки'

Новое исследование принадлежит группе ученых из трех российских институтов. Исследовательница Марина Бутовская из Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Миклухо-Маклая РАН (Москва) собирает у представителей африканских племен мазки буккального эпителия, по которому после выделения из него ДНК выполняется генетический анализ. Делается он в Институте биологии гена РАН (Москва): здесь проводится анализ по отдельным генам и их аллельным состояниям (т.н. молекулярно-генетический анализ). Как итог - в Институте биологии развития им. Н.Кольцова РАН (Москва) делается биоаналитическая работа.

'МК - первый независимый пресс-секретарь российской науки'
На иллюстрации изображены представители племени Хадза (Танзания, Африка), и на их фоне - диаграмма зависимости общей агрессии от сочетания различных аллельных вариантов генов рецепторов половых гормонов (AR) и серотонинового рецептора. Можно отметить значительное изменение поведенческих реакций в зависимости от генотипа человека. Фото предоставлено "МК" Институтом биологии развития РАН.

В настоящее время российские генетики увлечены анализом генетической системы человека, отвечающей за контроль агрессии.

Агрессия может принимать патологические формы, связанные с мутантными аллелями генов, определяющих метаболизм и рецепцию нейромедиаторов. Однако в пределах нормы тоже существует очень большая изменчивость, говорит ученый из Института биологии развития, - начиная с форм поведения с очень низкой агрессией до форм поведения с очень высокой агрессией.

Отечественных генетиков заинтересовала регуляция в пределах нормы, сообщил «МК» доктор биологических наук из московского Института биологии развитии РАН Алексей Михайлович Куликов. «Например, есть формы девиантного поведения, то есть нарушения поведения. Если человек оскорблен и обижен, он может ответить на эту обиду разными способами: агрессией, а может и «утаить» ее. Это свойство психики, свойство личности. Определяется оно на генетическом уровне. Ведь даже в рамках нормального поведения мы различаемся - одни люди очень агрессивны, другие очень спокойны».

На данный момент российские ученые уже показали, что имеется связь с серотониновой, дофаминовой системой нейромедиаторов и системой андрогенов — в первую очередь тестостерона. Также обнаружена связь и с половыми гормонами — они играют большую роль. Стало известно, что в серотониновой системе ответственны за агрессию несколько рецепторов и транспортных белков, обеспечивающих восприятие (рецепцию) серотонина и транспорт этого серотонина в клетки в нейронах.

– Разброс поведенческих реакций в ответ на внешние стимулы - от пассивного до агрессивного ответа, зависит от сочетания аллелей разных генов дофаминовой и серотониновой систем нейромедиаторов, а также от системы рецепции половых гормонов, продолжает Алексей Куликов. В дофаминовой системе аллельные варианты двух рецепторов (DRD2 и DRD4) отвечают за уровень агрессии. Людям свойственны разные формы этих белков (рецепторов) в пределах нормальной изменчивости. По этим генам люди различаются и определенные их формы связаны с повышенной агрессией. Также и с системой ферментов, участвующих в метаболизме дофамина имеется «хорошая» связь, определяющая уровень агрессии.

Наконец, есть такие рецепторы, как AR (андрогеновые рецепторы), которые, в первую очередь, ответственны за связывание тестостерона. Этот рецептор, который находятся в цитоплазме и характерен очень высокой изменчивостью, является транскрипционным фактором — он регулирует активность работы генов. Когда он связывается с тестостероном, то он направляется в ядро или уже находится в ядре. Далее тестостерон в ядро проникает и связывается с этим рецептором. Как следствие — данный рецептор начинает регулировать работу генов. Такие рецепторы — это белки и в определенных участках этих белков может быть различное количество аминокислот, отмечает эксперт по генетике.

«По длине аминокислотных фрагментов в составе общей аминокислотной цепи этого белка вот, упомянутые рецепторы различаются между собой, поясняет Куликов. У разных людей такие рецепторы могут обладать разной длиной (белковая цепь разной длины). И чем длиннее такой белок - тем человек менее активен и тем ниже уровень агрессии».

Команде российских исследователей это удалось показать в процессе изучения представителей африканских племен хадза (охотники-собиратели) и датога (скотоводы). «Интересны эти танзанийские племена тем, что живут они той жизнью, какой жили на протяжении многих тысяч лет. «Налет цивилизации» там минимален. И их «естественные» реакции и их социальная структура наиболее просты и наиболее естественны для этого общества. В связи с чем естественные стимулы и ответ на эти стимулы наименее «завуалирован» всеми цивилизационными «наносами», говорит доктор наук из Москва.

Люди племени датога (Танзания, Африка). Фото: bg.wikipedia.org
Практическая польза нового исследования заключается в поиске генетической границы между нормой и патологией (девиантным поведением). Ученым необходимо понять, каковы генетические основы нормы и как «узнать», когда что-то меняется - собственно, каковы генетические основы патологии. Эти знания помогут медикам купировать патологические реакции человека на внешний стресс.

Однако есть одно «но». «Снятие любых патологических реакций должно быть очень направленным, поскольку сигнальные сети, особенно сигнальные сети в головном мозге - колоссальная сложность, поясняет доктор Куликов из Института биологии развития. Можно говорить об огромном количестве связей между самыми разными белками, между самыми разными метаболитами. И в случае, если коррекция неестественного поведения осуществляется неправильно, мы можем получить противоположный эффект, выражает свое опасение специалист. Мы элементарно можем получить нежелательный эффект - внешнее снижение агрессии, которая будет перерастать в ее «внутреннее» усиление. Вот почему ученым и требуется понять, как агрессия регулируется «в норме».

Предыдущий выпуск - "Российское открытие"#1: Сверхновые живут не одну жизнь.