На нашу Галактику летит гигантское газовое облако

В результате их столкновения потомки сегодняшних землян могут увидеть на небе много новых звезд

Секрет загадочного облака Смита, расстояние которого от Млечного пути измеряется в 8 тысячах световых лет, движется на нашу Галактику со скоростью 700 тысяч километров в час и в скором времени, а именно через 27 миллионов лет (что по астрономическим меркам считается небольшим сроком), столкнется и вызовет вспышку звездообразования. Все подробности прошлого, настоящего и будущего из жизни Облака Смита выяснила группа исследователей из Института космического телескопа в Балтиморе (США. Работа опубликована в Astrophysical Journal Letters. «МК» попросил прокомментировать открытие завотделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, доктора физико-математических наук Дмитрия ВИБЕ.

Итак, благодаря наблюдениям при помощи обсерватории «Хаббл» ученые под руководством Эндрю Фокса выяснили, что облако Смита, состоящее в основном из водорода и в миллионы раз массивней нашего Солнца, не стоит на месте, а движется с большой скоростью по направлению к Млечному пути. Они уточнили скорость, размеры (длина 11 тысяч световых лет, а ширина 2,5 тысячи световых лет), а также приоткрыли прошлое этого газового гиганта, открытого в 60-х годах прошлого века. В отличие от прежних теорий, согласно которым облако было порождением извне (фрагментом погибшей карликовой галактики), на этот раз ученые пришли к выводу, что это не так: большое количество серы и других элементов тяжелее водорода и гелия, говорит о том, что этот объект родился внутри Млечного Пути.

Согласно новым выводам астрофизиков, наша Галактика вытолкнула облако из своих окраин примерно 70 миллионов лет назад (причин этому исследователи пока не знают). И вот теперь оно возвращается в родную обитель. Встреча «назначена» через 27 миллионов лет совершенно в другой точке относительно места вылета. В результате этого «рандеву» следует ожидать десятки тысяч новых звезд.

- В результате чего они должны будут появиться? - спрашиваю я Дмитрия Вибе.

- Если облако Смита падает, как установили в Институте космического телескопа в Балтиморе, и встреча с Млечным путем неизбежна, то это однозначно приведет к уплотнению как галактического вещества, так и вещества, составляющего облако Смита. Когда газ уплотняется, это ведет к вспышке звездообразования.

- Увидят ли наши потомки настоящее звездное шоу на небе через 27 миллионов лет?

- Не исключено, что астрономы обнаружат новые светила в рукаве Персея, это внешний спиральный рукав Млечного пути. Но какого-то шокирующего зрелища, скорей всего не будет.

- Напомните, в каком рукаве нашей Галактики находимся мы?

- Солнечная система расположена примерно посередине между рукавом Персея и рукавом Стрельца, на расстоянии около 7 тысяч световых лет от каждого.

- Можно ли считать, что наша Галактика обретет «вторую молодость» за счет вливания свежей галактической «крови»?

- Можно было бы так сказать, если бы вещество было «чужого», межгалактического происхождения. Когда Галактика просто жонглирует им, выталкивая, а затем принимая обратно, вряд ли можно считать, что она таким образом омолаживается.