Нейрофизиологи выяснили, что каждую зиму все люди глупеют

Возможно, «биологический календарь» влияет на человека так же, как «биологические часы»

Мозг человека более активен летом, чем в другие сезоны. К такому выводу пришла группа ученых под руководством Кристеля Майера из Льежского университета в Бельгии. Учёные считают, что это наследие времён, когда смена времён года значила для человека намного больше, чем сегодня.

Многие люди ощущают, что им сложнее сосредоточиться в период, когда продолжительность светового дня идёт на спад, и учёные утверждают, что это отнюдь не иллюзия. Исследование показало, что некоторые отделы головного мозга работают по-разному в зависимости от времени года. Пика активности многие из них достигают ко дню летнего солнцестояния, а наиболее медлительной их работа становится с наступлением самых коротких дней в году. В первую очередь смена сезонов сказывается на внимательности и способности сконцентрироваться, передаёт The Telegraph.

Учёные с помощью магнитно-резонансной томографии проверили, каких усилий требует от человека выполнение тех или иных заданий. Как оказалось, задания, связанные с концентрацией внимания, человеку с наибольшим трудом даются зимой. Ещё одной закономерностью, обнаруженной учёными, оказалось то, что весной человеку сложнее, чем осенью, выполнять задания на проверку кратковременной памяти.

Специалисты предполагают, что обнаруженная ими зависимость довольно логична. Головной мозг требует огромного количества ресурсов организма. В прошлом зимой и отчасти весной человеку надо было проявлять повышенную физическую активность, чтобы поймать добычу, которой становилось значительно меньше. В этой ситуации необходимо было «перенаправить» часть энергии с обеспечения максимально эффективной работы мозга на поддержку физических сил. И, хотя сейчас отопление, искусственное освещение и отсутствие необходимости охотиться позволяет человеку жить практически в условиях «вечного лета», биологическим механизмам нужно намного больше времени, чтобы подстроиться под «новую реальность».

Ранее уже было известно, что организм человека в разные сезоны работает несколько по-разному — в частности, что зимой иммунная система активизируется, чтобы противостоять инфекциям, а затем возвращается в обычный режим. Другой группой специалистов было обнаружено, что зимой человек склонен переедать. Наконец, новое исследование позволило увидеть, как времена года влияют на самый сложный орган человека — его головной мозг.

Работа учёных опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.