Генетики впервые вырезали ВИЧ из ДНК живого организма

Ранее подобные эксперименты проводились лишь на культуре клеток

Группе исследователей под руководством Кэмела Халили из Темпльского университета впервые удалось удалить из генома лабораторных мышей сегмент ДНК вируса иммунодефицита человека с помощью технологии CRISPR/Cas9. Опробованный подход, скорее всего, поспособствует созданию нового эффективного метода лечения ВИЧ, надеются специалисты.

Ранее подобные эксперименты проводились лишь на культуре клеток

Вирус иммунодефицита человека, или ВИЧ, поражает клетки иммунной системы и нередко приводит к развитию СПИДа, синдрома приобретённого иммунного дефицита . Как и другие ретровирусы, ВИЧ встраивает свою ДНК в геном заражённого человека, тем самым становясь неотъемлемой частью клетки, которая впоследствии начинает воспроизводить копии вируса.. На сегодняшний день для терапии ВИЧ-инфекции применяются специальные антиретровирусные препараты. Хотя они и способны замедлить распространение вируса, избавить от него уже заражённые клетки лекарственным путём невозможно.

В своём исследовании учёные постарались пойти дальше, и с помощью технологии геномного редактирования CRISPR/Cas9 попытались удалить чужеродные фрагменты ДНК из клетки, при этом не оказав на саму её негативного влияния. Ранее подобные эксперименты уже проводились на на культуре клеток, взятых у пациентов с ВИЧ, однако на живых организмах технология до сих пор не испытывалась. Для эксперимента были использованы крысы и мыши, каждая клетка которых содержала в себе фрагменты вирусной РНК. Специалисты применили белок под названием Cas9, различные модификации которого уже не раз использовались в различных экспериментах по направленному редактированию геномов. С помощью технологии CRISPR/Cas9 исследователи попытались очистить клетки грызунов от ВИЧ.

Проверив полученные результаты спустя две недели, исследователи убедились, что в клетках лимфоцитов, а также в лимфатических узлах количество вирусной РНК значительно снизилось. По словам специалистов, это говорит о том, что испытанный ими метод потенциально весьма эффективен.

Свою работу учёные опубликовали в журнале Gene Therapy.