На МКС вырастили смертельно опасную для космонавтов плесень

Это было сделано в экспериментальных целях

Плесневелые грибы Aspergillus fumigatus, опасные для жизни человека, представляют не меньшую, а может, и большую угрозу, если они выросли в космосе. К такому выводу по итогам недавнего эксперимента пришла группа специалистов из Американского микробиологического общества.

Это было сделано в экспериментальных целях

Aspergillus fumigatus в целом безопасны для людей с крепким здоровьем, однако у тех, чей иммунитет ослаблен, они могут вызвать одно из заболеваний, объединённых под названием аспергиллёз.

В целях эксперимента специалисты вырастили плесень на Международной космической станции и в лабораторных условиях на Земле, чтобы впоследствии сравнить результат. Как оказалось, «космическая» плесень с генетической точки зрения не обладала никакими непредвиденными отличиями от «земной» и была устойчива к химическому стрессу. В ходе экспериментов среди мышей, заражённых выращенными в космосе грибами, наблюдалась даже немного большая смертность, чем среди заражённых обычными, однако специалисты склонны считать, что это могло быть простым совпадением.

Новое исследование опубликовано в научном журнале mSphere. По мнению специалистов, полученные данные следует учитывать при подготовке будущих пилотируемых космических экспедиций, в том числе на Марс. Поскольку подобные полёты будут занимать очень много времени, а иммунная система членов экипажа, по всей вероятности, будет ослаблена, опасная для здоровья плесень вполне может представлять для космонавтов и астронавтов опасность.

Впрочем, плесневелые грибы представляют собой отнюдь не единственную угрозу, потенциально подстерегающую будущих покорителей Марса. Совсем недавно другая группа исследователей пришла к выводу, что из-за долгого пребывания в невесомости у астронавтов могут значительно ослабнуть мышцы спины, причём неизвестно, восстановятся ли они в полной мере. А ранее ряд исследований показал, что космическое излучение, от которого на Земле и её орбите защищает магнитосфера планеты, в более отдалённом космосе может представлять опасность для таких важнейших органов человека, как его мозг и сердце.