Заводу экспериментального машиностроения, где создается корабль «Союз», исполнилось 100 лет

К юбилею в РКК «Энергия» представили книгу своего прежнего руководителя Вахтанга Вачнадзе, который не дожил до знаменательной даты всего неделю

Тут были созданы все основные продукты отечественной космонавтики, от знаменитой ракеты «Р-7» - до кораблей «Союз» и «Буран». Завод экспериментального машиностроения (ЗЭМ) Ракетно-космической корпорации «Энергия» отмечает 1 ноября свой 100-летний юбилей. Взяв начало еще с пушечных мастерских, он «вырос» в основную производственную базу современной космической корпорации, удерживая высочайшую планку в мире по надежности и уровню выпускаемой продукции. Один из старожилов РКК Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе руководил предприятием в течение 14 лет — с 1977 по 1991 годы. Но даже выйдя на пенсию, он до последних дней служил родной «Энергии», работая здесь научным консультантом, проводя экскурсии по музею ЗЭМ для студентов и школьников. А еще он написал книгу об истории ЗЭМа - «100 лет заводу экспериментального машиностроения», выдержки из которой мы сегодня приводим в «МК».

К юбилею в РКК «Энергия» представили книгу своего прежнего руководителя Вахтанга Вачнадзе, который не дожил до знаменательной даты всего неделю
Музей РКК "Энергия".

Вахтанг Дмитриевич принимал непосредственное участие в организации производства космической техники, разработках первых отечественных баллистических ракет, ракет-носителей, пилотируемых космических кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», лунных программ Л-1 и Н-1, программ орбитальных станций «Салют», «Мир», разгонных блоков, грузовых кораблей «Прогресс», возглавлял работы по созданию многоразовой космической системы «Энергия — Буран». И к счастью, успел поделиться с потомками своими знаниями. Вот, что мы узнали об истории завода, пролистав первую часть его еще не изданной книги.

Первые ракеты собирались в Калининграде

Калининградом нынешний подмосковный город Королев назывался вплоть до 1996 года и относился к закрытым объектам. Ведь здесь с начала прошлого века находился оружейный завод, который впоследствии был переименован в Завод экспериментального машиностроения.

Его история началась в 1918 году, когда правительство приняло решение эвакуировать в Московскую область, а точнее в поселок Подлипки, Петроградский оружейный завод. В 30-е годы прошлого века завод производил противотанковую, танковую и зенитную артиллерию.

«Всего было выпущено более 56 тысяч орудий, - отмечает Вахтанг Вачнадзе. - В ноябре 1941 года завод был эвакуирован в города Свердловск и Молотов. Оставшийся в Подлипках филиал завода № 8ф в декабре 1942 года был переименован в завод № 88», - пишет Вачнадзе.

Кто знал, что уже через четыре года после переименования этот филиал станет ведущим предприятием страны по созданию новейшей ракетной техники. После испытаний Соединенными штатами Америки атомной бомбы в Японии, 13 мая 1946 года министр вооружения Дмитрий Устинов подписал приказ о создании на базе Калининградского артзавода №88 Государственного союзного НИИ-88. В кратчайшие сроки была разработана структура предприятия. 16 августа 1946 года Сергея Павловича Королева назначили главным конструктором баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), которая срочно потребовалась нашей стране для установления паритета в ядерном вопросе. С этого момента начинается соревнование с США по дальности полета ракет с ядерным оружием.

«Таким образом, «пушкарям» доверили самое ответственное, после Великой Отечественной войны, дело, и инженерно-техническому персоналу завода пришлось переквалифицироваться в будущих конструкторов и технологов ракетно-космической техники страны».

Именно в НИИ-88 прибывали из побежденной Германии первые эшелоны с немецкими ракетами, собранными там руками наших специалистов. Всего в СССР было перевезено 29 ракет А-4 (Aggregat-4 -второе название немецкой ракеты «Фау-2»), а также были скомплектованы детали и агрегаты для сборки в СССР еще 11 ракет.

«Это был, пожалуй, самый трудный период в жизни предприятия, - отмечает Вахтанг Дмитриевич. - Следовало очень быстро подготовиться к освоению совершенно новой техники. Экспериментальный цех располагался в освободившемся ангаре аэродрома недалеко от Ярославского шоссе. Опыт работы с артиллерийскими системами помог быстро освоить механическую обработку деталей и узлов».

Наш ответ Вернеру Фон Брауну — ракета «Р-2»

Еще находясь в Германии, советские специалисты Сергей Королев и Валентин Глушко начали разработку ракеты повышенной дальности по сравнению с Фау-2 (А-4).

«Ракета А-4 летала как снаряд. Без отделяемой головной части ракета «А-4» при входе в атмосферу претерпевала огромные нагрузки и, кроме того, был большой разброс по точности. Поэтому в ее новой модификации «Р-2» появилась отделяемая головная часть».

Что касается двигателя «А-4» с тягой 25 тонн, в нем по словам Вачнадзе, были заложены большие резервы, поэтому Валентин Петрович Глушко провел его модернизацию, получив тягу 37 тонн. «Сухая» масса ракеты существенно уменьшилась за счет использования алюминиевых сплавов. Для увеличения объема баков в них были введены цилиндрические вставки. За счет всех конструкционных изменений дальность полета ракеты удалось увеличить с 250 км до 576 км.

Ядерный щит

С 1951 года ЗЭМе приступили к созданию ракеты следующего поколения — Р-5, которая должна была оснащаться ядерными зарядами. Ракета Р-5М — стала первой отечественной стратегической ракетой, положившей начало ракетно-ядерному щиту страны.

«По решению советского правительства в январе 1956 г. на территории СССР с космодрома «Капустин Яр» Астраханской области в г.Семипалатинске Республики Казахстан был произведен запуск ракеты Р-5М с ядерным боевым зарядом. На месте взрыва были построены макеты домов, находилась военная техника: танки, пушки, самолеты и различные животные. Риск был большой, но, к счастью, пуск, полет и взрыв головной части прошли успешно. На пуске присутствовали многие главные конструкторы и официальные лица страны. Таким образом, мы продемонстрировали всему миру, что тоже владеем ракетным ядерным оружием. Всего завод изготовил 101 ракету серии Р-5 всех модификаций. После она была передана на серийное изготовление на завод «Южмаш» в г. Днепропетровск».

Вахтанг Вачнадзе. Фото: РКК "Энергия".

Знаменитая «Семерка»

С февраля 1953 года Особое конструкторское бюро №1 (ОКБ-1), как стало позже называться НИИ-88, активно проводило проектную разработку межконтинентальной баллистической ракеты с атомным зарядом на дальность полета 8000 км. Все, что наши конструкторы разрабатывали с 1950 года — а это ракеты дальностью 3000 и 5000 км, - пришлось отложить в сторону. Они не могли иметь преимущество перед американской МБР «Атлас» с дальностью полета 5000 км. Королеву была поставлена задача — создать ракету, которая смогла бы перекрыть по дальности американскую.

И главный конструктор сделал это. МБР «Р-7» оказалась способна летать не на 8000, а на 12000 тысяч километров и была принята на вооружение в 1960 году.

«Именно эта мощная пятиблочная двухступенчатая ракета не только обеспечивала доставку головной части с боезарядом в итоге на 12000 км, но и позволяла достичь первую космическую скорость и запустить в космос первый в мире искусственный спутник Земли. Но и это еще не все. Она обеспечила полеты к Луне, Марсу и Венере. Наконец, именно на этой ракете был осуществлен прорыв человека в космическое пространство – полет первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина».

Однако до триумфа создатели «Р-7» прошли через ряд серьезных аварий. Ее летные испытания начались с 15 мая 1957 года. Вот, что пишет об этом в книге Вахтанг Вачнадзе: «Ракета ушла со старта нормально, но сразу возник пожар в хвостовом отсеке блока «Д», который на сотой секунде без команды отделился. Пожар произошел из-за нарушения герметичности магистрали подачи керосина в двигатель. 10-11 июня после трех попыток запуска второй ракеты Р-7 с нее были слиты компоненты, и она была возвращена на завод в Подлипки. Там обнаружили, что клапан азотной продувки перед запуском установлен в обратном направлении, что привело к тому, что двигатель не вышел на режим, автоматика отключила все двигатели.

12 июля состоялся запуск третьей ракеты Р-7. Во время полета ракета начала вращаться и превысила разрешенный допуск в семь градусов, автоматика выключила все двигатели, блоки ракет упали и взорвались. Положение стало напряженным. Три неудачи подряд. Многие члены госкомиссии покинули полигон. Но Сергей Павлович упорно продолжал пуски, призвав более тщательно вести всю подготовку. И, наконец, 21 августа 1957 г. ракета успешно доставила головную часть на Камчатку, пролетев 8000 км. Все члены госкомиссии немедленно вернулись на Байконур.

ТАСС сообщил о запуске в СССР сверхдальней межконтинентальной многоступенчатой баллистической ракеты. Американцы, которые следили за всеми пусками ракет Р-1, Р-2, Р-5 с полигона Капустин-Яр в Астраханской области, не поверили этому и объявили, что сработала «красная пропаганда». Они ничего не знали о новом полигоне Байконур. Но 7 сентября успешно прошел второй пуск ракеты Р-7, и никто в мире уже не сомневался, что впервые в истории США стали досягаемы для ядерного оружия, и их монополия была прекращена».

Первые спутники

Успешные испытания МБР «Р-7» позволила Королеву подойти к проектированию и изготовлению искусственных спутников Земли.

«Сергей Павлович Королёв давно добивался разрешения запустить искусственный спутник Земли (ИСЗ), но в министерстве обороны полагали, что это отвлечет силы от создания ракеты Р-7, - пишет Вачнадзе. - В январе 1956 г. в ОКБ-1 приехал Н.С. Хрущев и члены Политбюро ЦК КПСС. К их приезду на Заводе был изготовлен макет ракеты - центральный блок с одним боковым блоком. Во время доклада у макета ракеты Р-7 в сборочном цехе завода Сергей Павлович попросил разрешения после двух успешных пусков ракеты запустить простейший спутник, ссылаясь на заявление американцев о запуске в середине 1957 г. на околоземную орбиту первого в мире аппарата. Хрущёв, получив заверение Королева, что подготовка к пуску спутника не отвлечет, а наоборот ускорит создание ракеты Р-7, обратился к членам Политбюро: «Давайте дадим добро!».

4 октября 1957 г. в 22 часа 28 минут по московскому времени ракета «Р-7» вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Вес спутника составлял 83,6 кг, диаметр - 0,58 м. Спутник наблюдался с Земли как объект шестой звездной величины невооруженным глазом, а его радиопередатчики излучали импульсы – знаменитые «бип-бип».... Запуск Первого искусственного спутника и достижение первой космической скорости стали мировой сенсацией и принесли России величайшую славу, разбив стереотипы об отсталости нашей страны.

А уже 10 октября 1957 года, по просьбе Н.С. Хрущева «чего-нибудь «забросить» к празднику 7 ноября», Сергей Павлович организовал под своим контролем круглосуточную работу по выпуску документации, изготовления и испытания биологического спутника. Второй спутник состоял из рамы, прикрепленной к центральному блоку ракеты-носителя, на которую крепилась герметичная кабина с подопытной собакой Лайкой. Работа по изготовлению спутника проводилась почти без чертежей по указанию конструкторов. И уже 3 ноября 1957 года он был запущен в космос. Телевизионная система «Селигер» передавала изображение Лайки на Землю в течение недели. В кабине животному измерялись давление и температура атмосферы, регистрировалась частота дыхания, кровяное давление, электрокардиограмма. Все параметры передавались на измерительные пункты.

Запуск и вес биологического спутника произвели настоящий фурор. Министр авиации США Т. Финлеттер писал: «Запуск двух русских спутников осенью 1957 года открыл новую эру в послевоенной истории. Я не знаю никакого события со времен русской революции 1917 года, которая бы так изменила к худшему позиции силы нашей страны».

Корабль «Союз» предназначался для облета Луны

В 1960 году в СССР вышло постановление правительства «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 годах». И уже 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил первый виток вокруг Земли. «Сбылась давняя мечта С. П. Королева, - пишет Вачнадзе. - Отец немецкой ракетной техники, профессор Герман Оберт поздравил с успешным полетом пилота–космонавта, и сказал, что предсказывал возможность полета человека в космос еще в 1923 году: «Я думал, что им будет немец. Советский Союз поразил мир величайшим достижением с точки зрения науки и инженерной мысли!»

А когда Вернера фон Брауна спросили, почему Америка в ракетно-космической технике отстала от СССР, он ответил: «Потому, что у нас не было своего Королева».

Затем на заводе ЗЭМ были созданы трехместный корабль «Восход» и двухместные корабли «Восход-2» для выхода космонавтов в космос.

На смену кораблям «Восток» и «Восход» пришел космический корабль «Союз», который предназначался для облета Луны, а также для доставки и возвращения экипажей с орбитальных станций. Пуск первого корабля «Союз» в беспилотном варианте состоялся в ноябре 1966 года.

«Союз» отличался от предшественников более совершенными бортовыми системами управления, ориентации, телеметрии, радиоуправления, телевидения. Он обладал возможностью сближения и стыковки. В составе корабля были солнечные батареи для увеличения длительности полетов.

От орбиты Земли до Венеры

К Луне советские специалисты стали отправлять аппараты в 1959-м году. Первая станция «Луна-1» пролетела рядом с Луной. «Луна-2», стартовавшая в октябре 1959 года, доставила на поверхность Луны советский вымпел. «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны и передала снимки на Землю. А в январе 1966 года в путешествие отправилась станция «Луна-9», которая совершила мягкую посадку на Луну и передала на Землю снимки с поверхности ее естественного спутника.

График создания автоматических космических станций для полетов к Венере и Марсу был утвержден в 1960-м году. В итоге за пять лет на заводе были созданы 19 межпланетных станций, миссии многих оказались успешными.

В том же 1960-м Сергей Павлович Королев задумался о полете человека на Луну, и на ЗЭМе приступили к созданию лунной системы (Л3) для полета к естественному спутнику Земли двух человек, их высадки на поверхности и возвращения на Землю. Однако после трех неудачных запусков тяжелой ракеты-носителя Н-1, все дальнейшие приготовления миссии были прекращены.

Еще через 11 лет, в апреле 1971 года на орбиту была выведена первая в мире космическая станция «Салют» длиной 15 метров. И в ее создании также принимали участие сотрудники ЗЭМа, поставляя на завод им. Хруничева необходимые комплектующие, элементы системы жизнеобеспечения, управления, арматуру, приборы и кабели. Такое же активное участие принимал ЗЭМ и в создании станций «Мир» и МКС.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру