Названа птица, от которой чаще всего страдают самолеты

Средства для отпугивания чаек не всегда современны

Большое количество чаек и отсутствие полного комплекта оборудования для их отпугивания. Вот основные причины, которые, по всей видимости, привели в четверг утром к столкновению птиц с пассажирским самолетом Airbus A-321, поднявшегося из аэропорта Жуковский в направлении Симферополя. Что должно было быть в аэропорту для надежной защиты от птиц? Каковы их повадки? Что говорит статистика о столкновениях самолетов с пернатыми в воздухе? Обо всем этом мы побеседовали с орнитологами Института проблем экологии и эволюции им А.Н Северцова и специалистами Отраслевой группы авиационной орнитологии «Два крыла».

Средства для отпугивания чаек не всегда современны

Как сообщил нам руководитель Отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов, резкий рост случаев столкновения птиц с самолетами в России произошел в 2015 году. Если в 2014-м их, по данным Росавиации, было 70, то буквально через год стало 411. Это связано с тем, что с 2015 года было принято решение регистрировать не только официальные данные по авиаинцидентам, но и принимать информацию от добровольцев обо всех случаях столкновения самолетов с пернатыми. Согласно данным той же Росавиации, в 2017 году благодаря возросшему потоку информации было зафиксировано уже 1029 случаев столкновения.

Самыми опасными в плане орнитологического риска, согласно статистике, являются два летних месяца- июнь и июль. Так, в этом году в июле был зафиксирован 191 случай столкновения с птицами (8 из них привели к серьезным инцидентам). Больше всего столкновений происходит в дневное время суток, в 30% всех случаев, зафиксированных в России, виновны именно чайки. Чаще всего пернатые залетают в турбины самолетов (30%), крылья (23%) и носовую часть (13%).

Но почему именно чайки так опасны для воздушных судов?

Итак, по словам орнитолога Сергея Золотарева, середина августа в Подмосковье — это сезон появления большого количества сизых чаек. Это могут быть местные виды, которые обитают недалеко от аэропорта. Тем более, что неподалеку от него расположен водный источник - Москва-река.

Чем привлекает чаек взлетные полосы аэропорта? Своими плоскими, открытыми пространствами, защищенными к тому же от хищников. Пернатые на них просто отдыхают на пути к свалке или к воде. При взлете самолета они, конечно, его слышат, но вот вовремя улететь с полосы не успевают, поскольку скорость чайки 40-60 км /час, а взлетающего самолета 250-300 км/ч.

Любой аэропорт перед открытием должен пройти так называемое эколого-орнитологическое обследование. Вокруг него должно быть до минимума сокращено количество деревьев и кустарников, которые обеспечивают пищу, убежище или ночлег для птиц на аэродроме, должна быть скошена трава на летном поле для профилактики размножения здесь грызунов — основной пищи для крупных птиц.

Согласно правилам, вокруг аэропорта не должно быть свалок, и все воздушные гавани должны быть оборудованы необходимыми средствами для отпугивания птиц.

Фото: Росавиация

- Каждый аэропорт имеет те или иные средства для защиты от птиц. Но вот их эффективностью, увы, обеспокоены не все руководители авиационных предприятий, - говорит Золотарев. - Для Москвы можно привести несколько примеров отличного оснащения аэропортов отпугивающими средствами. «Шереметьево», «Домодедово», насколько я знаю, имеют полный набор: от пиротехнических средств до биоакустических, также там имеются круглосуточные дежурные бригады для отслеживания птиц. Например, для одного из названных аэропортов недавно закупили самые современные пиротехнические отпугиватели, изготовленные в Загорске, с дальностью звукового воздействия до 800(!) метров. К тому же там есть лазерные излучатели, биоакустические средства, имитирующие тревожные звуки птиц, а также звуковые пропановые пушки, издающие звук выстрела из охотничьего ружья. Эти пушки, скорее всего, есть и в Жуковском. По 7-8 таких пушек в аэропорту очень эффективны в отношении скопления там стай мелких пернатых— стрижей, воробьев, когда они собираются на территории взлетных полос до 300 особей. На пролетных крупных птиц они также действуют со 100-процентной эффективностью, поскольку слышно их за несколько километров. А вот, что касается резидентных, то есть оседлых представителей, те к пушкам, как правило быстро привыкают и уже не боятся. Поэтому мы всегда рекомендуем аэропортам иметь не один-два вида отпугивающих устройств, а побольше - целый комплекс. Отпугивающие сигналы должны быть всегда неожиданными для птиц.

Как сообщили «МК» в ОАК, в которую входит ЛИИ им. Громова, отвечающий за оснащение Жуковского средствами отпугивания птиц, на аэродроме работает комплекс профессионального биоакустического оборудования, который включает в себя приборы, имитирующие звуки пернатых, шумовые установки, отпугивающие птиц имитацией звуков выстрелов, и другие приборы. Теперь специально созданная комиссия должна, наверное, определить, насколько эффективно они работали.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28050 от 16 августа 2019

Заголовок в газете: «Птичку» жалко

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру