Ученые открыли новый вид мух, которые притворялись осами

Эти насекомые жили около 110 миллионов лет назад

Неизвестный ранее вид мух, обитавших на Земле 110 млн лет назад, обнаружили в Южной Корее ученые Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН совместно с местными коллегами. Насекомое было в два раза крупнее современной мухи, а своим окрасом подражало осе, чтобы отпугнуть хищников.

Эти насекомые жили около 110 миллионов лет назад
Фото: Палеонтологический институт им. А. А. Борисяка РАН

Как рассказал «МК» старший научный сотрудник Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН Александр Храмов, название открытому виду дали в честь популярной песни корейского исполнителя «Gangnam Style» - Buccinatormyia gangnami. Древняя муха появилась в то время, когда цветковые были редкостью, и насекомым приходилось в поисках сладкого посещать голосеменные растения. Поэтому муха имела достаточно длинный хоботок — около 5 мм, чтобы извлекать нектар не только из цветов, но и проникать внутрь шишек. Открытие ученых важно для понимания эволюции опыления у насекомых и растений.

- Находка подтверждает широкую распространенность длиннохоботковых насекомых в раннем меловом периоде, когда цветковые растения только появлялись, - отметил Храмов. - Это значит, что связь между насекомыми-опылителями и растениями закреплялась еще на стадии голосеменных. К моменту всплеска разнообразия цветковых уже были насекомые, готовые их опылять.

Ученым даже удалось установить окрас древней мухи — предположительно ее брюшко было коричневого цвета с желтыми или рыжими пятнами, что напоминает современных ос. Темные участки туловища, где было больше пигмента меланина, хорошо сохранились на отпечатке, а более светлые полосы на брюшке выглядят как разрывы. Осиная окраска, считают ученые, помогала древней мухе вводить в заблуждение хищников.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28161 от 26 декабря 2019